Антиохийская школа

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Антиохийская школа

Антиохийская школа развивалась в Сирии, где находился другой крупнейший центр эллинистического мира. Здесь были иные, чем в Александрии традиции и религиозные навыки. Здесь гораздо сильнее чувствовалось влияние иудейской экзегезы.

Как известно, Антиохия дала первый толчок эллинистическому христианству. Именно здесь последователи Христа впервые стали называться христианами. Это была страна героической борьбы и аскезы, где ни раз проходили волны гонений и были явлены чудеса христианского мужества. Быть может поэтому здесь, как нигде более, ревностно отстаивалась полная реальная человеческая природа Христа, явившего пример силы, побеждающей плоть.

Толкование Писания здесь строилось на буквальной интерпретации и доверии тексту, а также на скрупулезном изучении контекста и языка оригинала. Священные истории воспринимались как реальные факты из жизни народа Божьего, а не как символы. В Антиохии преобладало влияние Аристотеля, смешанное с семитским реализмом, в то время в Александрии философская традиция восходила к Платону и эллинистическому идеализму.

Крупнейшим представителем антиохийской школы периода гонений был Лукиан. Он был видным ученым — экзегетом, откорректировавшим греческий текст Септуагинты (перевода Семидесяти) по еврейскому оригиналу. Умер Лукиан мучеником и причислен к лику святых, хотя именно его считают отцом арианства.

2.5.2.1. Евсевий Кесарийский (ок. 265 — ок. 339 гг.)

Евсевий Кесарийский (не путайте с Евсевием Никомидийским) является одной из наиболее известных личностей этого периода.

Евсевий родился в Палестине в первой половине 60-х годов III столетия и был образованнейшим человеком своего времени: ученым, исследователем, богословом. Он знал казалось все: общую и библейскую историю, философию, географию, летоисчисление. Когда понадобилось разобраться в вопросе празднования Пасхи — он пришел на помощь, когда в центре внимания христианской общественности появилась Святая Земля, то Евсевий, знавший древнюю Палестину объяснял имена, названия местности и народов, восстанавливал древнее расположение Иерусалима. Он был мастером торжественных речей, к нему же обращался Император, если нужна была безошибочная копия библейского текста. Евсевий прочитал все доступные ему сочинения, многие из которых известны только благодаря его трудам.

Учился Евсевий в Кесарии у Памфилия, который приехал туда из Александрии, организовав одну из наибольших христианских библиотек того времени. В царствование Диоклетиана Евсевий путешествовал в Египет и даже находился там в тюрьме как христианин. В 313-314 гг. он был избран епископом Кесарии, а в 325 г. сыграл ведущую роль на I Вселенском Соборе, предложив как примирительный древний кесарийский символ веры, употребляемый при крещении, который и стал основой никейского вероисповедания. Однако Евсевий был не совсем доволен введением в эту формулу слова «единосущный», которое так никогда и не утвердилось в его сознании. Умер он вскоре после смерти Константина, на смерть которого успел составить хвалебную биографию.

Его главная работа: «Церковная история» охватывает события от апостольских времен до 324 г. При ее написании Евсевий имел доступ ко многим первичным документам и делал анализ их на уровне не намного ниже уровня современных научно-исторических исследований. Также он явился автором «Летописи» — всеобщей истории от Авраама до своего времени. Его историческое повествование продолжали Сократ Схоластик и Созомен Саламанский Евсевий был также влиятельным богословом. Он написал: “Приготовление Евангелия» и «Демонстрация Евангелия» — апологетические работы, толкование на кн. Исайя, Псалтирь и др. Его богословие отличается умеренностью, выдержанностью и поиском компромисса между крайностями антиохийской и александрийской школы.

2.5.2.2. Иоанн — Злотауст (ок. 347-407 гг.)

Иоанн — Злотауст приобрел особую известность благодаря личностным качествам и ораторскому искусству. Подробности его жизни известны по его биографии, составленной Палладием Эллинопольским.

Иоанн родился в знатной и хорошо обеспеченной семье. Его мать христианка Анфуза целиком посвятила себя воспитанию сына. В возрасте 20-23 лет он принял крещение и был на воспитании у софиста Ливания, друга императора Юлиана. Ливаний дал ему хорошие знания греческой классики и риторики, хотя сам был чужд христианству. Богословие и экзегетику Иоанн изучал у Федора Мопсуэтского и Диодора Тарского в Антиохии. После смерти матери в 374 г. он становится отшельником, но из-за ухудшившегося состояния здоровья вынужден вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили в дьяконы, а позже в 386 г. в пресвитеры.

С этого времени, вплоть до его избрания патриархом константинопольским в 398 г. Иоанн произнес свои лучшие проповеди на евангелие от Матфея и от Иоанна и на послания ап. Павла, а также знаменитую серию проповедей «О статуях» и др. Его проповеди были экзегетичны и практичны одновременно. Ему нравилось грамматическое понимание Писания и его обращение к слушателям были глубоко социальны. Практически все литературные труды, оставшиеся после него — это стенограммы его проповедей. Проповедническая деятельность принесла ему прозвище «Златоуст». Показательно, что у Иоанна, как у истинного представителя антиохийского богословия никогда не появляется слово «Богородица». (Литургия, носящая его имя, как известно, появилась позже)

Слава его была так велика, что когда император Аркадий захотел перевести его в столицу, то антиохийцы не допустили этого и он был увезен обманом. В 398 г. он был посвящен в епископы и начал наводить порядок в Константинополе, что создало ему много недоброжелателей. Обличением роскоши и аморальности он восстановил против себя придворных дам и особенно царицу Евдоксию. Вскоре, из-за зависти александрийского епископа Феофила и его дипломатическим интригам, состоялся собор епископов, который вошел в историю как «собор под дубом» по названию императорской виллы в окрестностях Константинополя, который осудил Златоуста и отправил его в изгнание в город Кукуз в Армении, а позже в Пициус (Пицунда), по дороге куда Иоанн умер в 407 г.

Иоанн жил простой аскетической жизнью, был склонен к мистицизму. Он не обладал дипломатичностью и чувством такта, хотя был благороден и добродушен. Внешний вид его был не очень располагающим — низкий ростом, истощенный, с морщинистым лбом лысой головой и пронизывающими глазами. Популярность его была настолько велика, что несмотря на протесты его имя было восстановлено в диптихах, а в 438 г. его мощи были перевезены в столицу — Константинополь.

2.5.1.3. Феодор Мопсуэтский (ок. 350 — 428) и Диодор Тарский (? — 394)

Диодор и Феодор — талантливые и яркие представители антиохийской школы, заложившие ее основы.

Феодор родился в Антиохии и занимал в течении 36 лет Мопсуэтскую кафедру. Он по праву считается самым способным богословом Антиохии, будучи трезвым философом, строгим аскетом и убежденным никейцем.

Он родился в состоятельной и знатной семье и около 10 лет изучал богословие у Диодора из Тарса. В 383 г. он был рукоположен в пресвитеры в Антиохии, а в 392 г. сделался епископом в г.Мопсуэте (Киликия). Феодор не соглашался с аллегорической системой толкования, пришедшей из Александрии и настаивал на необходимости тщательного изучения грамматики и исторического контекста. Он написал знаменитые толкования послания к Ефесянам и к Фесолоникийцам.

Феодор и его учитель Диодор впервые ввели систему толкования с использованием истории, критики и филологии, ибо до этого времени знали только или аллегорическое или буквальное понимание текста Писания. Поэтому Феодор и Диодор могут считаться предтечами современной герменевтики. Однако, один из недостатков их подхода был излишний критицизм текста. Например, их противники указывали, что Феодор находил недостатки в тексте кн. Иова, автор которой подражает красноречию языческих трагиков и приписывает патриарху Иову языческое понимание действительности.

В течении почти 50 лет Феодор поддерживал дело церкви в споре с ее врагами и еретиками и за время его жизни он считался вполне ортодоксальным богословом. Но после его смерти некоторые стали изображать его отцом несторианства и пелагианства и его память сделалась предметом бурных дискуссий.

Не меньший вклад в историю богословия внес Диодор Тарский. До своего поставления епископом в г. Тарсе, Диодир жил в Антиохии и пользовался там большим уважением. Он также происходил из знатной семьи и был ученым, воспитанным на аристотелевой философии. Его полемика была направлена как против ариан и Аполлинария, так и против язычников.

Среди соблазнов большого города он умел вести самую строгую аскетическую жизнь и его худоба делала его похожим на скелет, хотя он прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя учение о полном совершенном человеческом естестве Христа, хотя он и не сумел найти выражения для соотношения Его человеческого и божественного естества.

Вследствие возведенных на этих богословов обвинений в «несторианском лжеучении» почти все их сочинения были уничтожены.