Апологеты

Сергей Санников

Общая история христианства

Апологеты

Многие различные наступления язычества (гонения, клеветнические измышления), а также ереси породили в начале II в. по Р.Х. в христианстве новый литературный жанр, который отличался от первохристианской литературы как по форме, так и по содержанию.

Христиане чрезвычайно дорожили доброй славой своей религии, поэтому появились попытки объясниться с властями и общественным мнением при помощи обращений, получивших названия апологий (защитных посланий).

В отличие от раннехристианских посланий I в. по Р.Х., которые предназначались, в основном, для внутрицерковного чтения, апологии были адресованы императорам, государственным чиновникам и всему языческому обществу. В связи с этим, авторы апологий (так называемые апологеты) вынуждены были использовать философию и культурные ценности языческого мира, чтобы говорить с ним на одном языке. Однако, защитники христианства выступали с позиции наступления, используя апологии для евангелизации. Тертуллиан, писавший к проконсулу Африки Скапуле, который преследовал христиан, указывал, что он занимается апологетикой не для защиты христиан, а для просвещения гонителей, желая спасти их от гнева Божьего.

По жанру апологии представляют собой нечто среднее между речью и диалогом, а по содержанию тяготеют к философскому трактату. Первая апология, очевидно, принадлежит Кодрату. Она была адресована императору Адриану (117-138 гг. по Р.Х.) и читалась еще во времена Евсевия (IV в. по Р.Х.), но до нас не дошла.

1. Апология Иустива Фвлософа-мученнка.

Это наиболее древнее из дошедших до нас сочинений греческих авторов. Иустин родился в начале II в. по Р.Х. в палестинском городе Сихем, умер при Марке Аврелии в Риме мученической смертью ок.165 г. по Р.Х. Оставил две «Апологии» и «Диалоге Трифоном Иудеем».

В первой апологии он протестует против того, что христиан преследуют за одно только имя, считая, что наказывать следует исключительно за преступления. Он опровергает упреки христианам в атеизме и не благочестии и дает ясное представление о богослужении христиан II в. по Р.Х.. Во второй апологии он кратко объясняет римлянам, почему христиане не кончают жизнь самоубийством, чтобы скорее соединиться со своим Богом и почему Бог. их Защитник, позволяет их убивать. В «диалоге» Иустин восстанавливает спор, который он имел с иудейским совопросником 20 лет назад в Ефе-се и защищает христианство от нападок иудейства.

2. Афинагор из Афин написал ок. 180 г. по Р.Х. «Прошение о христианах».

В нем мягче и стройнее, чем Иустин, он развивал те же мысли, доказывая, что доводы против христиан — зловредная клевета. Его другое, чисто философское произведение «О воскресении» рассматривает упрек, который делали язычники по поводу христианского учения о воскресении.

3. Из других апологетов II в. по Р.Х. наиболее известен Ириней, епископ общины г. Лиона, родом из Малой Азии, ученик Поликарпа.

Он выступал, главным образом, против гностицизма. Известно его обширное (в пяти книгах) сочинение, которое чаще всего называют «Против ересей». Другим принадлежащим его перу документом является перечень новозаветного канона, известный по имени нашедшего и опубликовавшего его издателя — Мураториев канон (или фрагмент Муратория).

Учителя

Христианской чертой богословия III в. по Р.Х. стало то, что наряду с апологетикой стало систематизироваться и развиваться чисто богословское знание: экзегетика, догматика, гомилетика и др. Это было продиктовано необходимостью вести катехизаторскую работу по подготовке новообращенных к водному крещению, а также в связи с не утихающими ересями и расколами. Кроме того, в III в. по Р.Х. христианство значительно возросло в количественном отношении и в его среде появилось много людей высокообразованных и хорошо знающих эллинскую философию и науку.

Главным научно-церковным центром III в. по Р.Х. для греческих писателей стала Александрия, а для латинских писателей — Карфаген.

1. Из дошедших до вас сочинений александрийской школы наиболее древними являются труды Климента Александрийского.

Это трилогия: «Увещание к эллинам», «Педагог» и «Стоматы» (доел. «Ковры»). Климент был вторым учителем катехизаторской школы Александрии после Пантена, выступавшего, главным образом, устно. В своем «Увещании» Климент разоблачал языческую мифологию и религию как выдумки поэтов; в «Педагоге» подвергал острой критике жизнь греко-римской знати с ее излишествами и извращениями, а в «Стоматах» излагал пути истинного познания Бога (христианского гносиса).

2. Однако, наиболее знаменитым представителем александрийской школы стал ученик и преемник Климента — Ориген, литературная деятельность которого огромна.

Св. Епифаний насчитывал шесть тысяч томов его творений. Большое место в его работах занимают экзегетические сочинения, комментарии к библейским и евангельским текстам, проповеди и гомилии; огромная работа была проделана им в области библейской критики (знаменитые «Гексаплы» и «Тетраплы»), сопоставляющие различные переводы библейского текста.

Оригеном составлено, фактически, первое фундаментальное догматическое сочинение «О началах», в котором он дает богословский синтез христианских воззрений. Известны его сочинения в области молитвы, морали, аскезы, мученичества. Большое значение в творчестве Оригена играли апологетические сочинения, и среди них восемь книг «Против Цельса», где он опровергает идеи языческого философа Цельса.

Следует сказать, что учение Оригена (и всей александрийской школы) отличалось очень свободным аллегорическим толкованием, в результате чего им была построена система, в которой христианство с трудом могло узнать само себя. Многие воззрения Оригена (о воплощении духов, о всеобщем спасении, об исключительно духовном воскресении мертвых и др.) не раз осуждались и он сам был лишен сана, хотя формально ему было поставлено в вину самооскопление и посвящение «чужими» епископами, а не догматические разногласия. Все же, в целом, несмотря на сопротивление многих служителей, его система была принята и оказала огромное влияние на развитие богословия. Умер Ориген в 254 г. по Р.Х.

3. Из латинских писателей III в. по Р.Х. наиболее известен Тертулиан из Карфагена (Северная Африка).

Он первым изложил на латыни главные положения христианской веры, вскрыл сущность основных догматов и сформулировал «символ веры» в трех редакциях. Для этого ему пришлось изменить смысл отдельных латинских слов, а также ввести новые слова.

Наиболее известны его труды «Апологетика», «Против ересей», «Против Маркиона», «О зрелищах» и др. В них Тертуллиан выступает как пылкий полемист, как апологет, а также как защитник монтанистской морали и аскезы. (Как известно, Тертуллиан ок. 204 г. по Р.Х. примкнул к монтанистам и даже стал одним из руководителей этого движения). Умер он ок. 240 г. поР.Х.

4. Не менее знаменит другой представитель африканской школы — Киприан, епископ Карфагенский.

Он был более уравновешенным и спокойным, чем Тертуллиан, но не менее стойким и верным исповедником христианской веры, за которую пошел на смерть. Он известен как родоначальник экклезиологии, в частности, его особое внимание привлекал вопрос управления, дисциплины и единства Церкви. Этому посвящены его наиболее известные сочинения «О Вселенской Церкви», «О падших» и др.