Аристотель

В своем трактате “О душе” прежде всего, хочет определить термин – душа, “… если она определенное нечто, т.е. сущность, или же качество, или количество, или какой-нибудь другой из различенных нами родов сущего” (Аристотель 1976: 372). Далее Аристотель описывает существования души и тела. Душа ничего не переживает и не действует без тела.

Только душе принадлежит мышление. Если мышление деятельность, то оно не может происходить без тела. Если нет ничего, что присуще только душе, то она не может существовать без тела (Аристотель: 373). Я приведу также слова католического ученого К. Вальверде о Аристотеле: “Аристотель полагает, что душа и тело субстанциально соединяются в одну природу как две неполные природы – материя (u[lh) и форма (morfh) Платоновский дуализм исчезает” (Вальверде 2000: 61-62). Взгляд Аристотеля напоминает мне иудейское учение об единстве души и тела. Б. Рассел высказывает свою точку зрения на   учение Аристотеля об разделении души на разумную и неразумную части. “Аристотель считает, что Платон был прав, разделяя душу на две части: одну — разумную, другую неразумную.  Ееразумную часть души,  он делил на растительную (которая имеется даже у растений) и стремящуюся (которой обладают все животные). Стремящаяся часть может быть до некоторой степени разумной — когда те блага, к которым она стремится, таковы, что разум их одобряет” (Рассел 1993: 193). Далее приведу высказывание К. Вальдерде, который продолжает свою мысль об  понимании Аристотелем  души. “ Душа, то есть форма тела, есть тот сущностный принцип, который сообщает материи бытие в качестве живого человеческого тела. Аристотель придает максимальное значение уму (nous, logoj), в силу которого человек превосходит все прочие существа. Поэтому человек определяется Аристотелем как разумное живое существо (logikon) или живое существо, имеющее разум или речь (logon econ)” (Вальверде: 62). Аристотель считает, что познавательность является признаком человека от других существ (там же). Душа относится к разумному началу и является мышлением. Эмоциональные, волевые, исторические элементы отходят на задний план или вовсе не существуют. Человек по своему природному статусу является общественным существом общественным существом (fusei politikoj anqrwpos) (там же). Если посмотреть на греческую ментальность, то необходимо помнить, что большое значение носила социальная жизнь в полисе (polij). Только этот образ жизни может гарантировать человеку обстановку, при которой он сможет удовлетворять все свои нужды. В “Политике” Аристотель написал в “Политике”, что выжить в изоляции от общества могли только безумные животные или боги (там же: 61-62). Аристотель полагал  что плохие люди очень часто ненавидят себя,  а хороший человек обязан любить себя, но только благородно (Аристотель. “Этика”. 1169а.  взято у Рассел: 200).