Языком образов

Особое место среди вещей и предметов, которые имеют магическое, колдовское воздействие, занимают произведения искусства. Следует учитывать, что раннее искусство, как и культура, было обрядовым. Ничего не создавалось ради творческого процесса или чистого искусства.

Каждый предмет либо отображал божество, либо предназначался, чтобы задобрить его, вызвать расположение. Так появились «изваяния на высотах, зло приносящие», о чем сокрушались все пророки от Исаии до Малахии.

По мнению исследователей культов, у древних народов не только статуи богов и богинь имели человеческий облик, но и многие другие мистические предметы были атрибутами языческих культов. Доказательство тому — обелиски. В Вавилоне царица Семирамида воздвигла обелиск высотой 130 футов (40 метров). В Библии находим описание обелискообразного истукана: «…пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь» (Дан. 3:1–7).

В Египте, колыбели оккультизма, обелиски стали применяться особенно широко. Многие из них по сей день возвышаются на своих исконных местах, привлекая к себе толпы туристов. Первоначально они были связаны с культом Солнца, символизируя Ваала.

Неслучайна форма обелисков — столп, часто заостренный, устремленный вверх. Кроме жизненной силы, исходящей от идола Ваала, обелиск также служил сексуальным символом, отражая убеждения, что жизнь, ее продолжение невозможны без сексуального союза, большую роль в котором имеет фаллос в состоянии эрекции. Это состояние и должен был отображать обелиск. Для того, чтобы обелиски успешно справлялись со своей символической ролью, их ставили исключительно прямо, строго вертикально.

Традицию увековечивать не событие или особое место, а себя завели древние римляне. Делали они это в мраморе и бронзе. Очень любили это занятие, заполняя окружающее пространство не только изваяниями богов, но и собственными. Памятники, как и другие объекты искусства, отражали верования людей. Вместе с памятниками создавались и новые верования. Историки отмечают, что римский император Август был автором новой богини — Ромы, которой очень скоро стали строить храмы, украшая их ее изваяниями. Не забыл он при этом и о себе. Август первый назвал себя богом, присвоил себе такой титул, и к 12 году до н. э. был поставлен громадный алтарь для одновременного поклонения Роме и Августу. Статуи Августа стояли повсеместно.

Традицию продолжил и модернизировал следующий император, Гай Калигула, вошедший в историю как редкий извращенец и садист. Он реставрировал статую Зевса, придав ей свои собственные черты. За ним последовал император Клавдий, который уже требовал обожествления и открытого поклонения своей персоне. Имя Нерона, известного своим безумием, захватившего трон у Клавдия, стало нарицательным. Но мы обратим свое внимание на то, что он продолжил и сильно укрепил культ языческого почитания живых богов, потребовав снести красивейшие здания Рима, чтобы поставить статуи, изображающие его персону, для поклонения.

Первым, кто поставил памятник, связанный с Богом, был уже упомянутый нами Иаков. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его» (Быт. 28:18). Сделал он это для того, чтобы запомнить место, где обещал, что если Бог будет с ним, то он поставит дом Господу. В дальнейшем люди начнут делать изображения Бога в виде статуэток и картин, чтобы ставить их в храмах и поклоняться. Однако языческие корни этого обычая дадут себя знать многими искривлениями церковной жизни, ересями, отступлениями от веры, чего мы коснемся немного позже.

Нищая русская бабушка нашла на помойке бюст великого и страшного в недавнем прошлом вождя. Бюст был бронзовым и весил немало. Счастью бабушки не было предела. Еще бы, она отнесла находку в скупку цветных металлов, где ей выдали сумму, равную ежемесячной пенсии. Конечно, радует, что сегодня все эти многочисленные идолы, которыми были набиты наши учреждения, школы, производственные помещения и даже личные жилища граждан, могут принести хоть какую-то пользу (материальную) тем, кто некогда им поклонялся. Не такая уж редкость портрет, бюст, статуэтка Ленина, Сталина или их последователей на мусорной свалке. Пусть они хотя бы финансово возместят нашим нищим бабушкам тот вред, который нанесли им при жизни.

Режим, учредивший в качестве официальной религии атеизм, отвергавший любое божество, создал себе живых богов — вождей. Были произведены миллионы идолов в камне и металле, изображающие этих живых богов, чтобы они постоянно были перед лицом каждого жителя советской империи. Их ставили на площадях, возвышенностях, на сценах многомиллионных залов в виде гигантских монументов. Все должны были видеть, благоговеть и трепетать. Особенно трепетать. Ведь идолы, как и полагается им, были жестоки, требовали крови. Они пролили немало этой крови народа, поклонившегося им, — миллионы расстрелянных, замученных в тюрьмах, заживо погребенных на каторгах и так называемых советских стройках.

Мы каким-то непостижимым образом унаследовали пристрастие древних римлян к поклонению живым богам. Приняли и жестокие нравы этих идолов, согласились с последствиями, которые вызывает это идолопоклонство. Правда, наследие другого рода — языческий обычай яростно уничтожать неугодивших богов, которых только что почитали как святыню, — привел к тому, что сами живые боги пали жертвой своих же кровавых законов. Многие новоявленные большевистские вожди были уничтожены в страшной человеческой мясорубке, которую сами привели в действие. Большое число монументов, их изображавших, сбросили с пьедесталов, разбили или переплавили. А бронзовые вожди, предназначенные для домашнего пользования, оказались на помойке. Им очень не повезло. Но таков безрадостный финал любого божка.

Вместе с тем весьма точно описывает характер российской веры высказывание: «Выбрасывая памятники, позаботьтесь о сохранности пьедестала — он еще пригодится». Не успев очистить место от одного идола, мы начинаем суетиться, как бы поставить туда другого.

Уничтожение памятников само по себе ритуальное действие. В России нередко оно принимает варварские формы. Если не на официальном уровне, то на уровне народных масс эти действия сродни колдовству. Памятник — олицетворение идола. Вначале ему поклоняются, принося цветы, маршируя, исполняя песни у его подножия, а потом самым отвратительным образом низвергают, закрашивая лица клозетного цвета краской и несмываемой мастикой, награждая непристойными словами. Но разве можно, производя колдовские, по сути, действия над памятником (помните, точно также поступают ведьмы и колдуны), вымещая на нем свои негативные эмоции, восстановить историческую справедливость? Зло способно вызвать к жизни только еще большее зло. Просыпаются темные силы не для того, чтобы покарать бывших идолов, а чтобы существенно испортить нашу собственную жизнь. Жаль, что никто из людей, совершающих акты вандализма, над этим не задумывается.

Как много ярости и ненависти обрушиваем мы на «безмозглых правителей», «зажравшихся знаменитостей». При этом даже не предполагаем, что, совершив из хулиганских побуждений какие-то манипуляции с фотографиями или афишами известных певцов, актеров, политиков, вступаем в контакт с темными силами. Некий шалопай, ради смеха прокалывающий или вырезающий глаза на портрете Пугачевой или любой другой рок-дивы, равно как и кандидата в депутаты, не думает, конечно, лишить зрения певицу или будущего государственного деятеля. Ему просто нечего делать и хочется на кого-нибудь выплеснуть распирающую его изнутри агрессию. Но этот акт имеет магическую основу, по сути, тот, кто так поступает, колдует. Ритуал имеет те же древние корни, как и в случае с ведьмами. Колдуны Междуречья таким способом воздействовали на свои жертвы. Они изготавливали портреты, статуэтки, восковые куклы своих врагов, которые сжигали или протыкали иглами с целью нанести им по принципу подобия физические увечья или даже наслать на них смерть. Так мы и узнаем, что магическое действие, известное как изготовление «куклы» своего врага, описанное за много тысячелетий до нашей эры, процветает в наши дни!

Газетная фотография, афиша ничем не отличается от восковой куклы. Как много у нас разрисованных фотографий, афиш, предвыборных плакатов, другой испорченной рекламы и наглядной агитации! Как много людей, которые с удовольствием режут или дырявят их, тем самым автоматически исполняя действие колдовского механизма. Чем большее число людей участвует в акте вандализма, тем больше мера их ответственности, потому что это усиливает действие зла.

В недавние времена единственным украшением дома, которое могли позволить себе граждане нашей страны, была репродукция. Сегодня у многих появилась возможность купить подлинные произведения изобразительного искусства. И покупают, руководствуясь собственным вкусом, чувствами, первым впечатлением. Эти предметы уникальны и несут в себе информацию, которая «спечатывается» с души мастера во время творческого процесса. Чем талантливее художник, тем большее воздействие на зрителя оказывает он своими произведениями, тем большему влиянию подвергаются наши души. И тут очень важно, какие идеи выражает своими творениями художник, какие мысли пытается выплеснуть через творчество. Любое выдающееся полотно и даже рисунок начинающего художника содержат дух, который доверчивый, открывающий свою душу искусству зритель не может не воспринимать. Искусство — особый вид общения с помощью образов, безусловно, сильно действующий на наш внутренний мир.

Постигая искусство, зритель становится сообщающимся сосудом с художником и наполняет свой внутренний сосуд тем духом, который художнику удалось «материализовать» с помощью своего творчества. Полотно, камень, металл становятся носителями проявлений духа. Если этот дух светел и чист, мы просветляемся и очищаемся, даже просто созерцая выдающееся произведение живописи. Если дух мятежен, разрушителен, деструктивен, то и наша душа будет испытывать действие разрушения и распада. Если художник элементарно нездоров, то его произведение становится слепком его болезни, нездоровости, который потом «напечатывается» на души зрителей или обладателей произведения. Физическое и психологическое состояние мастера в момент работы имеет огромное значение. Есть свидетельства о том, что некоторые полотна Ван Гога негативным образом сказывались на психике людей, которые сумели приобрести их и разместили там, где живут. Безумие великого мастера непостижимым образом передавалось его неистовым поклонникам.

Действительно, одни произведения словно бы окрыляют нас, рядом с ними мы чувствуем обилие воздуха, нам хорошо и легко дышится, а другие, не менее талантливые, вызывают страх, боль, нервное возбуждение.

Сейчас искусством даже лечат. Но точно также искусство способно убивать.