ГЛАВА 12. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Библия относительно мало говорит об организационных и административных вопросах. И это, конечно, не случайно, поскольку ничто другое не становится так быстро устаревшим, как структурные формы. Они только средства Божественной цели. К тому же жизнь создает множество самых различных непредсказуемых обстоятельств и условий, и потому в этой области требуется постоянное творчество.

Тем не менее, Библия все же говорит нечто и об этом, и если она говорит что-то, то дает нам примеры, указывающие на динамичные и сильные принципы.

Причем как ветхозаветные, так и новозаветные примеры административной и организационной работы говорят нам о тех же самых принципах. И это снова подтверждает ту истину, что примеры не носят абсолютного характера, тогда как принципы являются абсолютными.

В этой главе мы рассмотрим четыре примера, указывающих на структурные формы: два из Ветхого Завета и два из’ Нового Завета. Первые два примера, взятые из Ветхого и Нового Заветов, близкие по своей сущности и указывают, как легко можно сравнить характер их проблем, предпринятые усилия для решения этих проблем и их результаты. Вторые два примера совершенно различны по своему содержанию, но указывают на те же самые принципы.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Две наиболее очевидные проблемы, связанные с организационными и административными вопросами, описаны в книге Исхода 18 и в книге Деяний Апостолов 6. В первом случае речь идет о более, чем двух миллионах людей, находящихся в пустыне. Во втором случае речь идет о быстрорастущей группе христиан, живущих в Иерусалиме, и их число превышает несколько тысяч.1

Нижеприведенное сравнение мест Писания поможет уточнить проблемы, их решение и результаты

МОИСЕЙ В ПУСТЫНЕ

(Исх. 18:13-27; Втор. 1:9-18)

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ВДОВАМИ

(Деян. 6:1-7)

ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА
Исход 18

ст. 3 — Народ стоял  перед Моисеем с утра до вечера.

ст. 14 — Моисей сидел  один, стараясь исполнять сам всю работу.

ст. 15-16 — Моисей пытался разрешить тяжбы, возникающие между людьми, выступая в качестве судьи в спорных вопросах и уча людей законам Божьим.

ст. 18 — Такой тяжелый метод был крайне утомителен  как для Моисея, так и для народа.

Деяния 6

ст. 1 — Число учеников быстро росло. И такой рост привел к следующему:

— система распределения употребляемых вещей оказалась под угрозой,

— в ежедневном распределении питания некоторыми эллинскими вдовами пренебрегли,

— эллинские вдовы начали жаловаться.

ст. 2 — Двенадцать апостолов были вовлечены в детали обсуждения этого вопроса и в результате начали пренебрегать главной обязанностью, т.е. учить Слову Божьему.

РЕШЕНИЕ РЕШЕНИЕ
Исход 18

ст. 19 — Тесть Моисея выступает в качестве советника. Иофор предлагает Моисею отделить главное от второстепенного

— выступать в качестве посредника между Богом и народом, — учить весь народ законам Божьим.

ст. 20-21 — Он предлагает переложить обязанности по решению спорных вопросов, возникающих между отдельными людьми, на группу

Деяния 6

ст. 2 — Двенадцать апостолов созвали общее собрание учеников.

ст. 3-4 — Они объяснили собравшимся, что их главной задачей является служение словом и молитвой.

ст. 3 — Они предложили избрать семь подходящих «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», братьев заботиться о вдовах.

избранных мужей «людей способных, боящихся Бога, людей  правдивых, ненавидящих корысть».

ст. 22 — Эти избранные будут решать все основные тяжбы и докладывать Моисею только об особо важных делах.

Второзаконие 1

ст. 9-12 — Моисей рассказал народу о возникшей проблеме.

ст. 13 — Моисей предложил каждому колену: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных». Их Моисей назначил начальниками колен.

ст. 16-18 — Моисей тщательно проинструктировал начальников колен, как они должны вести дела.

ст. 5 — Церковь избрала семь человек, которые, по-видимому, все были эллинистами.

ст. 6 — Апостолы утвердили это избрание молитвой и возложением рук на избранных.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Исход 18

ст. 22 — Моисей получил помощь в выполнении своих обязанностей.

ст. 23 — Моисей закрепил свою роль вождя народа.

— Народ почувствовал себя удовлетворенным, так как решение спорных дел намного ускорилось.

Деяния 6

ст. 7. — Нужды людей стали успешно решаться, было восстановлено единство в церкви, апостолы получили достаточно времени для исполнения своей основной обязанности, Слово Божье успешно распространялось, число верующих постоянно возрастало.

Несмотря на то, что эти два события происходили в совершенно разное время, в разных местах и при разных обстоятельствах, и несмотря на то, что в обоих случаях есть много различий, сущность проблем одна и та же: проблемы были решены одним и тем же методом, и результаты были очень похожими.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

И Моисей, и апостолы имели много дел, которые они просто не в состоянии были исполнять, а вовлечение в различные второстепенные дела отвлекали их от исполнения основных обязанностей. Моисей оказался особенно не в состоянии переносить такую физическую и психологическую нагрузку.

Более того, в обоих случаях люди были огорчены и испытывали разочарование, поскольку их личные нужды не находили своего решения. Израильтяне приходили к Моисею за советом, с просьбой решить их проблемы, взаимные тяжбы и т.д. Очевидно; что некоторые из них простаивали в очереди целый день, однако так и не могли дождаться рассмотрения их дела (Исх. 18:13).

Имей в виду все, что Моисею пришлось пережить раньше в его отношениях с этим народом, а именно: желание израильтян вернуться назад в Египет, их ропот, проявленный в пустыне, их плотское и греховное состояние, нетрудно представить себе то эмоциональное напряжение, которое возникло в этом народе.

Ученики в Иерусалиме встретились с подобными проблемами. Хотя, как нужно надеяться, они были более духовно зрелыми, чем их праотцы, тем не менее, новообращенные христиане также были недовольны тем, что их физические нужды не удовлетворяются должным образом. Более того, как это видно из 6-ой главы Деяний, в церкви начало проявляться лицеприятие.

Эллинисты начали негодовать на евреев. Евреями считались все, кто родился в Палестине, тогда как эллинистами евреи, родившиеся в Сирии, Египте и Малой Азии. Палестинские евреи говорили на своем языке, тогда как эллинисты говорили по-гречески. К тому же, по-видимому, среди христиан евреи составляли большинство, а эллинисты меньшинство. В дополнение ко. всему палестинские евреи несомненно были более твердыми сторонниками чистого иудаизма, тогда как на эллинистах отразилось влияние греческой культуры.

Очевидно, что многие проблемы, возникающие в наше время в церквях, имеют много общего с проблемой, возникшей в первоапостольской церкви. Более важно, однако, что быстрый численный рост церкви создавал естественные предпосылки для такого положения, при котором определенные группы верующих могли оказаться в пренебрежении, а это уже была серьезная проблема.