Благотворительность общины

Повествование о новозаветной церкви — это повествование о группе людей «заботящейся о других», в частности о других верующих. «Будем делать добро всем, — говорит апостол Павел, но тут же добавляет, — а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10; 1 Фее. 5). В Послании к Римлянам он призывает верующих принимать участие в нуждах святых и заботиться о странноприимстве (Рим. 12:13).

Уже с самого начала своего существования Иерусалимская церковь стала примером, как делиться и благотворить. В силу сложившихся в то время социально-экономических обстоятельств «верующие … имели все общее». Они «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45).

По мере того, как верующие ученики рассеивались, и Слово Божье распространялось по всей Иудее, Самарии и по всему тогдашнему миру, концепция общего благотворительного участия никогда не теряла своего значения. И хотя социально-экономические обстоятельства менялись, и верующие имели свои собственные дома и свою работу, они продолжали заботиться друг о друге.

Обращаясь к филиппийской церкви, Павел благодарит Бога за их «участие «койнониа» в благовествовании от первого дня даже доныне» (Фил. 1:5). Несомненно, что он имеет в виду то, что они несколько раз посылали ему вещи, в которых он нуждался (Фил. 4:14-16).

Обращаясь к коринфянам, он призывает их принимать участие в милосердной благотворительной работе общины и приводит им в качестве примера македонскую церковь: «Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2 Кор. 8:3-4).

Апостол Павел верил и учил, что все верующие должны принимать участие в благотворительности общины. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость» (2 Кор. 9:11). Далее он объясняет, что благотворительность общины приносит взаимное назидание: «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми. Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию» (2 Кор. 9:12-14).

Эта часть 2 Послания к Коринфянам (гл. 8-9) дает очень интересные знания по христианским отношениям. В ней Павел показывает важность заботы членов тела Христова друг о друге и подчеркивает, что от этого зависит их духовный рост, указывая что благотворительность приносит не только материальное благословение нуждающимся, но, и духовное благословение и общая забота друг о друге побуждает верующих молиться друг о друге (2 Кор. 9:14).

Более того, ясно и то (как это было в случае иерусалимской церкви в начале ее существования), что неверующие будут пристально наблюдать за такими заслуживающими внимания действиями церкви и особенно тогда, когда она проявляет заботу не только о своих собственных членах, но и о всех других верующих по всему миру. А это само по себе должно послужить хорошим фоном для проповеди Евангелия Христова в языческом мире, а потому это имеет важное богословское значение. Ничто другое не может продемонстрировать «истинную христианскую любовь», «единство» и «реальную христианскую веру» так, как взаимная материальная забота друг о друге. Словесная забота и попечение — это недорогой и относительно легкий путь выражения нашей доброты. Однако поделиться с другими тем, что принадлежит нам — это уже чего-то «стоит», и такие действия становятся понятными всем людям (и верующим, и неверующим). Как легко любить «самого себя» и как трудно «любить» ближнего, как самого себя.

Неверующие, видящие такую самоотверженную и жертвенную доброту, несомненно, будут поражены сверхъестественными жизненными качествами в Христе. Ведь такое просто не может происходить естественно! Людям хочется делать все наоборот! Это свидетельствует о необычных качествах, которые могут исходить из сверхъестественного источника, т.е. от Христа, живущего внутри верующих, и Которого они проповедуют как Сына Божьего.