Богословы Западной церкви

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Богословы Западной церкви

В отличии от восточных епархий, увлеченных рассуждениями о Троице, западные церкви в этот период больше волновали практические вопросы — критики языческих философов, апологетика, перевод Священного Писания, проблемы сотериологии и организации церковной жизни.

Амвросий Медиоламский (ок. 337-397)

Амвросий родился в знатной христианской семье. Его отец был префектом Галлии и мальчик получил блестящее образование юриста, позволившее ему сделать политическую карьеру и уже в молодые годы стать губернатором почти всей северной Италии со столицей в Медиоламе (Милан), который в то время практически был столицей западной Империи.

Проследить жизнь Амвросия можно лишь попав воочию в ту обстановку, где он родился, жил и служил на территории Италии. Сегодня предлагаются различные туры в Италию, где туризм распространен очень широко. Различные путешествия по христианским святыням, дают представление о трудах многих богословов Западной церкви.

После смерти арианского епископа Аксентия в 374 г. долгое время шли споры между враждующими группировками и когда Амвросий вошел в церковь, чтобы успокоить собравшихся — раздался крик (по преданию какого-то ребенка): «Амвросий — епископ! “Так Амвросий, будучи не крещенным и не членом церкви был избран в епископы, и через 8 дней рукоположен.

Сам Амвросий воспринял это решение как призыв Божий и раздав свое имущество нищим стал усердно изучать богословие. Вскоре он стал самым популярным и знаменитым проповедником Италии и обладая административными знаниями и врожденным талантом сделался ведущим церковным деятелем Запада.

В понимании роли церкви Амвросий полностью отличался от своих восточных коллег — знаменитых каппадокийцев, которых он знал и высоко ценил в богословском отношении, цитируя даже их проповеди. В отличии от них Амвросий считал, что Император должен полностью подчиняться церкви то есть он твердо стоял на позициях папацезаризма, развитого впоследствии римскими папами.

Глубоко преданный никейской вере он отказался передать одну из церквей Милана арианам, хотя этого требовал Император. В ответном письме он писал: “Не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами. » Его величайшая победа состоялась в 390 г., когда Феодосий I по случаю бунта в Фессалонике истребил там много граждан и Амвросий, узнав об этом, убедил Императора принести публичное раскаяние и Феодосий подчинился этому.

Амвросий написал несколько богословских произведений, однако и в них он выступает больше как практик. Ему принадлежат книги:»О таинствах», «О девстве», «Шестоднев» и др. в которых он уделяет больше внимания этическим вопросам чем богословским.

Блаженный Иероним (ок. 345 — ок. 420)

Блаженный Иероним родился в г. Стридоне, на границе Далмации и Паннонии ок. 345 г. в богатой христианской семье. Юношей он приехал учиться в Рим, где вел очень вольный образ жизни, но именно там он обратился ко Христу и принял крещение в 360 г. После многих лет странствований он почувствовал сильное влечение к отшельничеству и вместе со своим другом Руфином стал монахом, практикуя крайний аскетизм.

В течение 10 лет они жили с сирийскими монахами учась у Аполлинария Лаодикийского. За это время Иероним усовершенствовал свой греческий язык и выучил древнееврейский и коптский языки. С 382 г. он стал секретарем папы римского — Дамаса, который предложил ему сделать новый перевод Библии. Ему помогали в этом знатные вдовицы, Маркелла, Фобиана и Паула. Их перевод Псалтири до сих пор используется для литургических целей в католической церкви.

В 386 г. Иероним переехал в Палестину, в Вифлием в сопровождении вдов и дев, которых он разместил в окружающих монастырях и там он провел монашескую жизнь примерно 35 лет.

В Палестине Иероним, который никогда не вступал в богословские споры, предпочитал усердную работу в своей келье, все-таки был вовлечен в спор по поводу учения Оригена. Из-за этого он поссорился с Руфином и другими друзьями.

Иероним был необыкновенно трудолюбивым человеком, хотя имел очень резкий язык и вздорный характер. Главный труд его жизни — перевод Библии на латинский язык — Вульгата, который до недавнего времени был единственным официальным переводом западной церкви. Перевод делался с древнееврейского текста с учетом греческого, который издал Ориген — Гекзаплы.

Творчество Иеронима достаточно велико. Это книги об аскезе (напр. «О знаменитых мужах») исторические и апологетические работы, обширная переписка. Он не любил философствовать несмотря на высшее образование своего времени, но много внимания уделял практическим вопросам. Например, он резко выступал против разделения на епископов и пресвитеров, ссылаясь на Писание и опыт ранней церкви. Он считал, что они равны между собой в отношении посвящения и отличаются только по выполняемым функциям.

Иероним оказывал очень сильное влияние на развитие западной церкви, хотя почти всю свою жизнь прожил на Востоке.

Блаженный Августин (354-430 гг.)

Блаженный Августин по праву считается самым знаменитым отцом западной церкви. Благодаря ему сформировались типичные черты средневекового католичества, а также именно он стал духовным праотцем Реформации.

Августин родился в 354 г. в г. Тагасте (Северная Африка) в семье римского чиновника-язычника. Его мать Моника была глубоко верующей христианкой. Он получил хорошее образование в Карфагене, где все обучение велось по латыни, поэтому греческий язык он так практически и не выучил. Там же он стал приверженцем манихейского учения, в котором оставался ок. 10 лет.

В 383 г. он переехал в Рим, в потом в Милан, где в это время трудился Амвросий. Его проповеди потрясли Августина и вскоре после напряженной духовной борьбы он стал христианином. После нескольких семейных потрясений Августин вернулся в Африку и хотел основать там монастырь, но в 391 г. был почти насильно рукоположен в пресвитеры, а через 4 года был избран епископом г. Гиппона. Это служение он нес 35 лет до самой смерти, которая случилась во время осады Гиппона вандалами. За это время он основал первый монастырь в этой части Африки, который сделался учебным центром, написал ок. 100 книг и трактатов, 200 посланий много труда вложил в созидание церковного единства.

самая известная из его работ «Исповедь» стала образцом здравого мистического благочестия Во многих своих работах он выступил против манихейства и донатизма широко распространенных в Северной Африке. Эта полемика привела его к тщательному рассмотрению природы и власти церкви, при этом его главная идея была в отождествлении невидимой вселенской церкви с внешней, государственной церковью. Особенно это видно в его величайшем сочинении «О граде Божьем» где содержится также интересный взгляд на философию истории.

Самый знаменитый спор в котором участвовал Августин — дискуссия с Пелагием и его учеником Юлианом Екланским. Августин написал ряд сочинений «Против Пелагия», подчеркивая понятие непреодолимой благодати Божией.

Многие историки считают, что Августин по моральным и богословским качествам не имел себе равных от Ап. Павла до Лютера.