Богослужения в церкви и их формы

1. Термин «богослужение»

leitourgi,aj – «служба, служение, помощь людям» (Евр.10:11, Лк.1:23, Деян.13:2). Употреблялось чаще всего.

latrei,a – «служение, согласно требованиям Левитского закона» (Рим.9:4, Евр.9:1,4).

proskunh,w – «поклоняться, кланяться, упав до земли» (Мтф.4:9, Деян.14:11-14), отсюда обычай преклонять колена. Употреблялось редко, возможно, в связи  с отношением к языческим обрядам.

«Богослужение – внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и различных обрядах. Внешне выражает внутреннее содержание веры». (Словарь «Христианство»)

«Богослужение научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христиан. Оно  возвышает и радует дух христианина»

И. Кронштатский

Основные части богослужения: назидание и поклонение.

2. Библия о формах богослужения

Собирались в первый день недели:

Деян.20:7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

Отк.1:10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

и каждый день:

Деян 2:44-47  . И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

Время:

Деян. 3:1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

Деян. 12:12-18 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились… 18  По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

Собирались для:

Деян. 2:41-42 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

Деян 2:44-47  Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

Деян. 12:12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

Еф.5:17-19 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Кол.3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Богослужение в Ветхом  и Новом Завете

В Ветхом Завете во времена патриархов основу богослужения составляло жертвоприношение (Быт.4:3,4; 8:20). Затем шла молитва, различные обряды и обеты. Во времена Моисея части богослужения были уже более четкими. Оно проходило в скинии, особое назначение имели левиты. Праздничные служения отмечались особо. Позже служение проходило в храме, синагоге.

Новозаветная Церковь родилась во время молитвенного собрания (Деян.2:1-14). Богослужение многое переняло из синагоги, но в связи с жертвой Христа все прибрело новый смысл, служили «в духе и истине», а это не просто обряд. Были отменены жертвоприношения, священники назначались из христиан, служили Богу в любое время и в любом месте. Богослужение включало поклонение, направленное на Бога, и назидание, направленное на себя. Евангелизация проходила за пределами церкви. Особая роль принадлежала таинствам. В Дидахе 10,14  отмечены 2 части богослужения: утро – чтение Писания и проповеди, вечер – агапе. Во 2 веке они были объединены в одно целое.

Со  временем части служения стали более четкими, в связи с распространением гностицизма. Лишь в 16 веке  богослужение приобрело вид протестантского.

Богослужение в наше время

Проповедь. В центре протестантского служения стоит проповедь. Это большое преимущество по сравнению с православием, где редко можно услышать проповедь на русском языке. Проповедь занимает большую часть времени на собрании, и совсем нет места для изучения Писания. Это слабая сторона служения.  «Не будьте не рассудительны», – пишет нам Павел( Еф.5:17-19).

Молитва. У протестантов молитва излагается своими словами. Человек осознает, что говорит. Это помогает строить дружеские отношения с Богом. Иначе у православных, там преобладают заученные молитвы.  Харизматов отличает молитва на языках. Библия это не запрещает, если есть истолкователь.  Но Павел все же предпочитает проповедь молитве на языках.

Пение. Благодаря общему пению все собрание может принимать участие в богослужении и прославлять Бога. Большое значение прославлению уделяют харизматы. Это хороший пример для подражания, ведь христиане приходят в церковь, чтобы прославить Бога. Оно более живое. По-своему прекрасно пение, проникнутое благоговением, у православных. Мы можем долго еще сравнивать разные формы богослужения. Тяжело сказать, какая из них  правильная. (см.таблицу)

Заключение

До сих пор никто не может четко сказать, какой должна быть правильная форма богослужения.  Библия предлагает нам общие принципы, а дальше предоставлена свобода. И это не зря так, ведь под влиянием  времени и условий формы меняются. При одних условиях эффективны одни формы, при других – другие, главное, что цель богослужения остается той же.

В построении богослужения важно: опираться  на библейские принципы, соблюдать баланс между его составными частями, избирать эффективные формы прославления и назидания, более подходящие для людей данного времени.

«Все мне позволительно, но не все полезно!» – предостерегает нас Павел.

«Никто да не обольщает вас служением ангелов» (Кол.2:18)

«Он не требует служения рук человеческих» (Деян.17:25)

«А в воскресение все живущие в городах и селениях собираются в одном месте и,  если позволяет время, читают Воспоминания апостолов или труды пророков; затем чтение прекращается, председательствующий дает устные указания и призывает подражать этим достойным деяниям. После этого все мы встаем и молимся, и, как было сказано ранее, когда оканчивается наша молитва, приносят хлеб, вино и волу, и представляющий соответствующим образом предлагает помолиться и возблагодарить Господа, кто как скажет, а собравшиеся соглашаются с этим, говоря: «аминь»; затем распределяют принесенное на всех, и присутствующие приобщаются к тому, по поводу чего произносится благодарение, а отсутствующим их доля относится дьяконами».

Юстин Мученик 150 г

Вопросы:

Должно ли каждое богослужение включать призывной момент?

Как относиться к молитве на языках? к танцам?

Библиография

1.                  Веил, Роджер Основы христианской веры Еммануил, Минск.1996г. 333-364

2.                  Гец, Джин Внимательный взгляд на церковь 1984г. С. 56-94

3.                  Мак Артур, Джон Ф. Пастырелогия

4.                  Петерсен, Джим Церковь без стен СПб.: Мирт,1995г

5.                  Рогозин, П. И. Откуда все это появилось? Пробуждение 1993г. С. 144-147.

6.                  Райри, Чарльз Основы богословия М.: Духовное возрождение 1997г. 510-520

7.                  Фэрклот, Сэмьюэл Д.  Созидание церквей, готовых к воспроизводству Мичиган

8.                  Эриксон, Миллард Христианское богословие СПб.: Библия для всех 1999г. С. 890-919

Справочная литература

9.                  Христианство энциклопедический словарь Москва 1993г.

10.              Greek-english lexicon of New Testament 1952

11.              Библейская симфония с ключем к еврейским и греческим словам 1998г.

Добавить комментарий