БОГОСЛУЖЕНИЕ И РИТУАЛЫ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

БОГОСЛУЖЕНИЕ И РИТУАЛЫ

Богослужебные собрания первых трех веков по форме служения напоминали собрания в синагоге.

ФОРМА БОГОСЛУЖЕНИЙ

Первоначально христиане собирались по домам или в определенных тайных местах за городом, но к концу II- началу III вв. по Р.Х. они стали собираться в доме, принадлежащем епископу (во многих местах богатые христиане специально покупали дом на имя своего епископа для собрания общины). Обычно в передней части помещения делалось возвышение для чтеца, стоял стол для хлебопреломления и места для епископов и пресвитеров.

Служение состояло из чтения мест Священного Писания на понятном языке (чаще всего— греческом, или с переводом на местный диалект) с последующим изъяснением, которое первоначально носило характер собеседования, а позже- риторической речи, т.е. проповеди. Большое внимание уделялось общим молитвам и песнопениям.

К началу II в. по Р.Х. свободные молитвы в церковных собраниях стали практиковаться все реже и их место заняли канонизированные молитвы, произносимые служителями (см. «Дидахэ» и «Первое Послание Климента»). Огромное значение придавалось пению, через которое внушались многие основы веры. По мере формирования традиций порядок богослужений становился все более регламентированным.

ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

В I в. по Р.Х. Вечеря Господня, как правило, совершалась вечером и обыкновенно соединялась с вечерей любви (АГАПОЙ), т.е. общим братским ужином. Позднее, чтобы избежать подозрений и обвинений от язычников, АГАПА была отделена от Вечери Господней и постепенно совсем исчезла. Хлебопреломление стало совершаться утром.

Служение с хлебопреломлением состояло из двух частей. На первой части (по форме как обычное собрание) могли присутствовать все желающие; на второй (непосредственно хлебопреломление)- только так называемые «верные» (т.е. члены церкви).

Уже в I в. по Р.Х. Вечеря Господня стала совершаться только один раз в неделю( в первый день недели — в воскресение), хотя в Африке еще в III в. по Р.Х. существовал обычай брать домой освященные части хлеба и принимать их ежедневно (см. творения Тертуллиана). Само преломление хлеба совершалось только епископом или по его поручению одним из пресвитеров. Позже, особенно долго в Риме, существовал обычай преломлять хлеб только в епископской церкви и разносить его по другим общинам города. Это служило выражением церковного единства. Отсутствующим, а также заключенным в темницу хлеб и вино разносили диаконы по окончанию богослужения.

КРЕЩЕНИЕ

В дни Апостолов крещение совершалось сразу вслед за обращением и покаянием. Позднее, по существующим свидетельствам к концу I — началу II вв., крещению стал предшествовать довольно продолжительный срок обучения и воспитания. (Эльвирский собор указывает 2-х, а иногда и 3-х летний срок). Обращения в этот период назывались оглашенными, жили христианской жизнью и участвовали в богослужебных собраниях (кроме хлебопреломления).

Перед крещением оглашенным задавали вопросы, которые впоследствии сформировались в чин крещения, они также должны были перед всеми объявить себя последователями Иисуса Христа и в знак этого прочитать исповедание веры, которое позже (к III в. по Р.Х.) утвердилось как «Апостольский символ веры».

Во II в. по Р.Х. к крещению присоединялся обычай изгнания бесов и отречение от диавола (т.к. все обращении были ранее идолопоклонниками, что считалось связью с бесами). Также в это время появились первые символические церемонии. Это — знамение креста, которым епископы осеняли крещенных в память о страдании и смерти Иисуса; вкушение молока и меда как символов блаженства, а также ношение белых одежд, которые новокрещенные не снимали в течение целой недели после крещения.

Крещение совершалось путем полного погружения (в особых случаях допускались обливание или кропление) епископом или по его поручению другим служителем, а иногда даже рядовым членом церкви. Позже, с появлением тринитарных споров (о Троице) стали настаивать на троекратном погружении.

После крещения, которое по воззрениям того временя указывало на символическое очищение души, следовал акт рукоположения.

Во втором веке по Р.Х. при возложении рук стали совершать миропомазание, указывающее на сошествие и пребывание Святого Духа на крещенном. Так как возложение рук обычно совершалось епископами, которые не всегда могли присутствовать при крещении, то оно стало вначале откладываться до того времени, пока прибудет епископ, а позже (в связи с ростом общин и групп) стало заменяться помазанием миром, над которым епископы молились с возложением рук. Так постепенно исчез акт рукоположения над крещенными.

В III в. по Р.Х. появляются упоминания о крещении детей. Хотя они носят скорее отрицательный характер (Тертуллиан выступал против крещения в «невинном возрасте»), но сам по себе этот акт указывает на появление подобное практике.

Есть свидетельства, что первоначально крещение детей допускалось только при угрозе смерти, но к III в. по Р.Х. Церковь не слишком опасалась детского крещения в христианских семьях, т.к. была уверена, что семейное воспитание с избытком заменит катехизаторскую подготовку оглашенных.

Такая свободная трактовка открыла обходной путь в Церковь, минуя очень строгий институт оглашенных, целью которого было недопущение невозрожденных душ в общество верных.

ПРАЗДНИКИ

По духу христианской жизни всякое время всегда считалось посвященным Господу и поэтому особые праздники (носящие священный смысл) не предполагались. Однако, очень рано христиане поняли нужду в самодисциплине.

Осознав себя как общество, обособленное от иудеев, христиане ухе во второй половине первого века стали собираться для богослужения в первый день неделя (Деян.20.7).

Этот день (у язычников посвященный богу солнца — Митре) хотя и был выбран по аналогии с ветхозаветной субботой, но отмечался не как день покоя, а как праздник воскресения Христа из мертвых и как восьмой (т.е. первый) день творения нового человека во Христе.

На церковном языке он именовался «день Господень» и первоначально не сопровождался прекращением мирских занятий, а отмечался только особым богослужением с хлебопреломлением и сбором на нужды церкви.

Это был день особой радости и благодарения, поэтому не разрешалось поститься в этот день, а также в знак воскресения Христа все молитвы совершались только стоя (не преклоняя колен). Наряду с этим христиане из иудеев (обрезанные) соблюдали ветхозаветную субботу как день покоя.

Постные дни. как правило, назначались на среду и пятницу. Причем восточные христиане чаще всего не принимали пищу до захода солнца, а западные — до обеда. В некоторых местах в эти дни также назначались собрания. Посты не носили обязательного характера. Ириней свидетельствует, что каждый постился добровольно.

Из годовых праздников очень рано стали отмечаться два — Пасха (как воспоминание о смерти и воскресении Христа) и Пятидесятница (как праздник сошествия Святого Духа).

Большая часть церквей праздновала Пасху в воскресение, которое следует за 14 Нисана (т.е. после еврейской Пасхи), но в провинциях Азии (со ссылкой на Ап. Иоанна) она праздновалась вместе с иудеями независимо от дня недели. Такое различие постепенно привело к огорчениям и взаимным упрекам. Со временем ряд церквей посчитали необходимым ввести свой собственный (независимый от иудеев) расчет Пасхи и это привело к еще большим разногласиям.

Основываясь на указаниях Ап. Павла (Евр.13.7) и общепринятых нормах того времени, очень рано возник обычай вспоминать мучеников и наставников. Обычно в годовщину страдания на месте погребения мученика за веру собиралось собрание, на котором читались его деяния, его письма и так называемые мученические акты, описывающие его героическую кончину. После этого служители увещевали к подражанию его добродетельности, возносили молитвы; иногда совершалось хлебопреломление и агапа (общая трапеза).