Дети и детство

Будьте, как дети

Логично от главы, касающейся познания, перейти к разделу, посвященному детям. Прежде всего потому, что всякий ребенок — это ученик, хороший или плохой, но вынужденный обучаться. И дети — это те, кто от утренней зари до времени, когда голова касается подушки, обучаются самым активным образом. Каждый день они совершают гениальнейшие открытия, по глубине и силе равные открытиям колеса, аэродинамики и ядерной энергии.

Все дети в возрасте от двух до семи лет — коперники, эйнштейны и моцарты. Их познавательный и творческий потенциал воистину неисчерпаем. Они — крупные специалисты одновременно в самых разных областях: музыке, лингвистике, математике, физике…

Детство — чрезвычайно важная пора в формировании человеческой личности, причем всех трех ее составляющих — физической, душевной и духовной. Вырастая, мы забываем это время, нередко относимся снисходительно и покровительственно к нему, как к периоду нашей слабости и неумелости. Однако это то время, когда закладывается основной фундамент нашей жизни — духовный. И что еще важно, каждый ребенок необыкновенно открыт духовному миру, постоянно пребывая в состоянии, которое затем, взрослея, утрачивает едва ли не полностью.

Библия о детях

Библия довольно часто употребляет слово «дети», называя так тех, кто повинуется Отцу. Повиновение, послушание родителям вообще ставится наиважнейшей заповедью, подтвержденной Ветхим и Новым Заветами. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2–3).

Начало главы 18 Евангелия от Матфея устами Иисуса Христа объясняет нам многое о детях: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:3–5). Этот отрывок несет огромное смысловое значение, исследование его может занять большое место, но мы сейчас обратим внимание только на один аспект: Иисус говорит, по сути, о том, что если мы не «умалимся», то есть не станем, как дети, то можем даже не мечтать о Царстве Отца. Что значит для взрослого человека стать как ребенок, о каком качестве идет речь? О способности быть безоговорочно доверчивым, искренне верить. Ребенок именно так верит. Когда ему говорят (условно): это — черное, это — белое, — он не рассуждает, не сомневается, он принимает слова взрослого человека как данность, правду и истину. Не случайно сразу после разъяснений о детской вере Иисус говорит об ответственности на тот случай, если кто-то захочет соблазнить, ввести в заблуждение «одного из малых сих»: «…лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

Установлено, что у детей преобладает образное мышление, отсутствует критика разума, логика. Они еще не отделяют правду от вымысла и верят в силу волшебного слова без малейшего сомнения, для них сказочные персонажи — реально действующие лица, а мир состоит не только из себе подобных, но точно также из мифических существ. С вымышленными героями, суть, духами дети способны общаться точно так же, как с реальными людьми — не существует никакой разницы. Дошкольники и младшие школьники пишут письма на телевидение любимым своим хрюшам и степашкам, потому что они для них не тряпочные куклы, набитые поролоном, а живые существа, действующие как и все остальные: ночью спят, утром умываются и завтракают, где-то чему-то учатся, шалят и получают за это наказание. А значит, с ними можно общаться — говорить, обсуждать свои проблемы, делиться радостью, делать им подарки в виде рисунков, конфет и прочего. Это представление детей о мире и эксплуатируют создатели детских передач и книжек. Если подобные идеи овладевают взрослыми, то мы начинаем всерьез опасаться за их психическое здоровье. В отношении детей, понятно, — это норма.

Детское представление о мире

Нестыковки детских и взрослых представлений о мире рождают смешные и забавные курьезы. Один озабоченный папа поведал историю. Он пригласил к себе домой на Новый год Деда Мороза и Снегурочку для сынишки, которому было пять лет. Как и положено, сказочная пара явилась в назначенное время, в стихотворной форме поздравила ребенка, попросила его на выбор исполнить песенку или прочитать стишок, после чего вручила подарок — долгожданную игрушку, которую папа заблаговременно купил своему сыну. И все закончилось бы благополучно и ко всеобщей радости, если бы счастливый родитель не зазвал Деда Мороза на кухню, чтобы, как водится, отблагодарить артиста по русскому обычаю, угостив его стопочкой водки и бутербродом.

Мороз стал отказываться, мол, «я на работе, на работе нельзя», чем привлек внимание мальчика, в соседней комнате изучавшего подарок. Тот оторвался от знакомства с вожделенной игрушкой, приоткрыл дверь на кухню и застал финал уговоров своего отца — Мороз, приподняв искусственную белокурую бороду, опрокидывал стопочку. Мальчик был потрясен. Как же так, Дед Мороз, который, по его разумению, вообще ничем другим, кроме снега, не питался, этот волшебный Мороз-дух пил водку, как все обыкновенные люди? Ребенок стал рыдать, и пришлось немало потрудиться, чтобы справиться с истерикой, которая после этого с ним приключилась. Вот пример, который наглядно показывает, как сильно отличается мир детских и взрослых представлений.

Сказочный мир детей

Мы становимся взрослыми и теряем детский сказочный мир, забываем, как властно он владеет детскими душами, а потому довольно часто нас и наших собственных детей разделяет глухая стена непонимания. В известной сказке дети спрашивают Мэри Поппинс: «Почему взрослые забыли, что они могут летать, не понимают, что говорят собаки, не знают языка птиц?» Взрослые действительно забывают, что они могли летать, утрачивают сказочный мир. Вместе с тем образы, рожденные этим миром, продолжают жить в их подсознании, запрятанные очень глубоко.