Будьте свободными и гибкими

В-восьмых, христиане никогда не должны связываться какими-то определенными методами общения, но должны всегда быть свободными  и гибкими.


Как евангельские христиане, мы склонны абсолютизировать различные формы процесса общения. Мы склонны рассматривать наши подходы к общению как неизменные и особенно в вопросах проповедования и учения.

Но где и когда Священное Писание говорит нам, чтобы наши проповеди, к примеру, состояли из трех пунктов или продолжались полчаса без остановки?

Где и когда нам было повелено составлять лекции на темы различных библейских книг? Или рассматривать одну и ту же тему через все библейские книги?

Поймите меня правильно! Эти методы являются очень эффективными. Проблема, однако, в том, что некоторые верующие их считают библейскими абсолютами.

На самом же деле в Библии очень трудно найти нечто подобное нашим современным методам проповедования и учения. Большинство библейских примеров спонтанее и многообразнее современных. Священное Писание не дает нам каких-либо образцов или форм для проповедей и учения. Большинство новозаветных посланий изложены в форме личного письма и составлены с большим разнообразием. Большинство из них не имеет строго структурного подхода. Все они отличаются разнообразием литературного стиля, и их форма зависит от того, для кого они написаны, а также от кого, кто их писал.

Нам нужно понять, что образцы общения относительны и очень зависят от культурных и социальных условий, в которых живут наши слушатели. Даже в одной и той же стране, например в Америке, на протяжении жизни одного поколения произошли значительные перемены в процессе взаимного общения людей. Как указывает Мак — Луган, мы стали свидетелями переноса ударения с «горячего» на «прохладное» общение. Но в конечном итоге, особенно в век технического прогресса, мы движемся в направлении, который чреват рядом переворотов, во многих областях нашей жизни.

Многие христиане считают определенные методы проповедования библейскими, тогда как они являются просто культурными. Так например, что вы думаете, когда слышите слова, сказанные апостолом Павлом в Послании к Тимофею: «Проповедуй слово…» (2 Тим. 4:2). И если у вас типичное мышление, то вы не подумаете, что речь идет вообще о проповедовании, но представите себе какой-то конкретный вид проповедования, с которым вы хорошо знакомы. И в этом проявится тенденция смешивать метод проповедования с библейским повелением вообще проповедовать. Фактически Павел ничего не говорит, как нужно проповедовать, и его повеление просто означает провозглашать. И опять-таки, он не говорит, как именно нужно провозглашать Слово. Тем не менее, на своем собственном примере он показал, что это нужно делать разными путями.

Методология проповедования, которую мы склонны считать «библейской», на самом деле была разработана развитием культуры и образования. Причем метод «одностороннего» провозглашения, в частности, является продуктом развития ораторского искусства в древней Греции и в Римской империи.

Все это, конечно, не означает, что в использовании этих методов есть что-то плохое. Эти методы могут быть очень эффективными в определенных условиях и в ситуациях. Неправильно, однако, когда мы сковываем самих себя «определенными методами», которые не являются вечными и неизменными. И вдвойне неправильно считать эти методы библейскими нормами. Мы должны чувствовать себя совершенно свободными в выработке новых подходов к вопросам общения и отказа от устаревших и неэффективных форм и структур. Задача состоит в том, чтобы мы руководились принципами Священного Писания, которые помогают нам сосредотачиваться на руководящих указаниях, данных нам в Библии.