Сергей Санников
Общая история христианства
Церковное устройство
Внутрицерковная жизнь IV-VI вв. характеризуется несколькими процессами:
Во-первых единая Империя требующая единое богословие не могла не требовать единого богослужения. То есть в этот период активно шел процесс стандартизации богослужебной жизни и закрепления ее форм в юридических решениях.
Во-вторых, в этот период из-за появления в церкви большого числа не возрожденных людей которым желали «помочь» адаптироваться в христианстве, окончательно закрепляя языческий подход к церковной жизни, ростки которого можно было наблюдать еще в период гонений.
Клир и миряне
К моменту провозглашения христианства легальной религией разделение церкви на клир и мирян наблюдалось почти повсеместно. Последний громкий протест против этого был слышан из уст Тертуллиана, который настаивал на евангельском всеобщем священстве. С IV века этот принцип был забыт на многие века.
Для избрания в клир от кандидата в те времена требовалась известная степень образования. Как правило это была элементарная грамотность, хотя не все епископы умели писать. Кроме того требовалась высокая нравственность, которая к V в. воспринималась как половой аскетизм. Особенно это было распространено на Западе, где уже с Эльвирского Собора (306 г.) предписывалось всем клирикам вести безбрачную жизнь. Хотя это требование было отклонено I Вселенским Собором, все же решения многих поместных соборов и декреты папы римского сделали его обязательным для западной части Империи.
На Востоке обязательный целибат не привился, многие епископы были женаты. Напр. Григорий Богослов родился когда его отец уже был епископом. Однако влияние Запада и тот факт, что в избрании епископов предпочтение отдавалось монашествующим привело к тому, что к VI веку епископат стал неженатым, что было закреплено законодательно Юстинианом.
Прямым результатом обязательного целибата стала нравственная испорченность клира. Законные связи стали подменяться незаконными. При этом нравственная жизнь клира в тех церквах, где допускался брак духовенства (напр. Медиоланская) была значительно чище.
В этот период стало резко ограничено участие мирян в выборе служителей. Возможно это было связано с большим количеством прихожан, с их низким духовным уровнем, с высокой активностью ариан и т. д. Лаодикийский Собор постановил: «Да не будет позволено сборищу народа избирать имеющего производиться в священство (13 канон), а позже Юстиниановские новеллы (123 и 137) указывают, что от имени мирян в выборе епископа должен принимать участие Император.
К IV в. твердо установилась трехступенчатая иерархия: епископ, управляющий церквами региона (иногда города), пресвитер, имеющий постоянное служение в одной церкви и дьякон, помощник пресвитера.
Основным элементом церковной структуры окончательно стал епископ, управляющий своим уделом — «парикией» или «епархией», хотя в ранней церкви основным элементом структуры была поместная церковь (община, собирающаяся в одном помещении), которая управлялась пресвитерами или епископами.
В IV-V веках после избрания епископа, которое проводилось собранием епископов, живущих по близости совершалась хиротония (возложение рук). Пресвитеры и дьяконы, как правило назначались епископом, который был полновластный хозяин в своей епархии: без него не должно было приниматься ни одного решения в управлении церквами. С IV Вселенского Собора епископу стали также подчиняться монахи его епархии.
В связи с быстрым ростом церквей и большим количеством имущества, принадлежащего церкви: земли, поместья и т. д. потребовалось большее количество дополнительных церковных работников. Кроме уже появившихся ранее иподьяконов (младших дьяконов) протодьяконов или архидьяконов (старших дьяконов), протопресвитеров или архиепископов (протопоп т. е. старший пресвитер) в этом периоде стали появляться экономы (управляющие хозяйством), нотарии — секретари и др. Все они назначались епископом и были в его полном распоряжении. Роль епископа, как распорядителя всего имущества росла и уважение к нему подчеркивалось постоянными почтительными титулами: «боголюбезнейший и святейший».
Для попечения над женщинами находящимися в церкви, епископы назначали дьяконисс, из которых одна была старшая. В некоторых местах они причислялись к клиру и рукополагались (как правило на Востоке), в других местах считались мирянами.
Структура церковного управления
Большие изменения произошли в рассматриваемый период в положении самих епископов и сфер их влияния. Структура церковного устройства совмещалась со структурой государственного устройства.
Римское государство делилось на 4 префектуры, которые в свою очередь делились на 12 диоцез или округов и на более 100 провинций. В каждом диоцезе был главный город (греч. -митрополия), епископ которого постепенно получил название архиепископа (митрополита), которому подчинялись провинциальные епископы. Над архиепископами стояли патриархи, так назывались предстоят ели древнейших и знаменитейших церквей.
I Вселенский Собор (323 г.) предоставил преимущество власти митрополитам римскому, александрийскому и антиохийскому перед другими митрополитами, а митрополиту Иерусалимскому предоставил преимущество чести без наделения церковной властью.
II Вселенский Собор (381 г.) предоставил также преимущество чести Константинопольскому митрополиту, сделав его вторым после римского. IV Вселенский Собор (451 г.) окончательно утвердил границы патриархий, закрепив титул патриарх. Таким образом, к середине V в. в Империи образовалось 5 церковных объединений — патриархатов: Римский, Западный и 4 Восточных: Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, и Иерусалимский, но некоторые митрополии по разным причинам не входили в состав патриархов и их стали называть автокефальными церквами (напр. кипрская, карфагенская и др.).
Архиепископы Римского и Александрийского патриарха предпочитали называться папами, в то время как остальные пользовались титулом патриарх. Итак, преимущество чести, или уважения к епископам главных городов, бывшее во времена гонений превратились в преимущество власти этих епископов во времена свободы.
Богослужения и обряды
Если в период гонений богослужения состояли из молитв, пений, чтения и разъяснения Писания и Вечери Господней, то уже с III в. под влиянием греческих мистерий в них стал подчеркиваться таинственный характер и стали вводиться многие действия и элементы, символически представляющие евангельскую Истину для малограмотных мирян.
Воскресное служение становиться все более стандартизованным. Как известно, оно разделилось на две части: литургию оглашенных где могли присутствовать все желающие и литургию верных где могли присутствовать только те, кто принял водное крещение. Однако к VI в. в связи с тем, что оглашенных практически не стало, это разделение исчезло, хотя литургический возглас «оглашенные изыдите» напоминает о нем до сего дня.
Обычно служение начиналось с чтения Писания, которое к IV в. уже регламентировалось специальным указателем. В пении, наряду с ветхозаветными псалмами стали употреблять другие гимны, утверждающие ортодоксию. Особенно это было актуально из-за борьбы с арианами. Интересный феномен произошел с проповедью. Хотя вторая половина IV в. и первая половина V в. – эпоха блестящих проповедников – Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Нестория, а на Западе – Амвросия, Августина, Льва Великого и др., но в подавляющем большинстве сел, небольших даже крупных городов проповедь практически никогда не звучала. Служители читали Писание, пели, совершали Вечерю Господню и произносили молитвы, которые принимали все более канонизированную форму.
Серьезное нововведение было сделано папой римским Львом I в середине V в. в практике покаяния. До этого времени покаяние было публичным признанием своих грехов перед церковью. Лев решил «облегчить» покаяние и постановил, что достаточно исповедывать свой грех Богу и поведать о нем только служителей тайно. Так публичное покаяние было заменено тайной исповедью. На Востоке это даже ранее.
С V в. крещение детей становилось всеобщей практикой. Большую роль в этом сыграли реакция на пелагианство, которое учило, что дети наследуют Царство Небесное даже без водного крещения. Распространение детокрещения изменило катехизаторскую практику. Обучение готовящихся к крещению уже не проводилось, но само крещение еще совершалось в определенные праздничные дни. После крещения всеобщей практикой стало миропомазание, введенное вместо возложения рук над крещенным.
В V в. постепенно стало вводиться особое священническое одеяние. Оно возникло из практики не носить в повседневной жизни одежд, употреблявшихся в богослужении. На Западе и на Востоке формирование облачения шло несколько различно и только к концу рассматриваемого периода начало развиваться довольно бурно, особенно под влиянием Ветхого Завета.
Подчеркивание таинственности, недоступности и мистичности Вечери Господней на Востоке привело к тому, что в V в. стал появляться занавес, отделяющий стол, который постепенно стал называться алтарь (т.е. жертвенник) где происходило приготовление хлеба и вина. Позже занавес стали заменять стеной, закрывающей алтарь на которую стали вешать иконы.
Кроме воскресных богослужений стали появляться краткие ежедневные служения, которые постепенно сформировались в утреннее и вечернее богослужение.