ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО

По воззрениям христиан I в,, каждая отдельная община представляла собой церковь в смысле ЭККЛЕЗИИ, т.е. собрания верных. В это собрание входили все члены общины, включая женщин. Главой экклезии считался Христос. Как тогда полагали. Он невидимо присутствует на собрании и осуществляет Свою волю через Слово, которое дает разрешение всем возникающим вопросам. Например, в проблеме избрания служителей, в вопросах церковной дисциплины и т.д. Это слово возвещалось и через Апостолов, учителей и пророков. Таким образом, вопрос о духовной власти, или иерархии, не являлся актуальным в этот период.

ИЕРАРХИЯ

Для осуществления распорядительной (административной) власти и поддержания порядка община избирала из своей среды пресвитеров (т.е. старейшин) и епископов (т.е. надзирателей), которые были их ближайшими сотрудниками и несли хозяйственно-административные функции.

По своим обязанностям и положению в общине епископы и пресвитеры были равны между собою (на это указывают многочисленные источники:

послания Ап.Павла, Петра и Иакова, а также сочинения бл. Иеронима и др. писателей). Управление церковью было коллегиальным, а не единоличным. Такое положение было в тот период вполне естественным, т.к. избираемые пресвитеры и епископы совсем недавно были язычниками и не могли еще иметь такой же авторитет в Церкви, как Апостолы.

Со смертью Апостолов и ростом авторитета местных служителей, в начале II в. по Р.Х. из среды епископов и пресвитеров стал выделяться один, который действовал от имени всех остальных. Вероятнее всего, что именно к нему стало чаще всего применяться имя «епископ», в то время как другие епископы, его сотрудники, постепенно отошли в ряды пресвитеров. Пример в этом отношении подала Иерусалимская церковь, во главе которой стал Иаков, брат Господень (после того как Апостолы разошлись на миссию).

Таким образом стал формироваться монархический епископат.

В разных местах империи этот процесс происходил по-разному, но повсеместно епископский или пресвитерский совет отходил в тень, а на передний план выдвигался один епископ, который со временем стал осуществлять не только распорядительную, но и духовную власть. Это произошло в связи с заслугами рада епископов в борьбе с ересями, их личным авторитетом, чистотой их христианской жизни, совмещением в одном лице распорядительных и учительских функций (на необходимость такого совмещения указывал еще Ап.Павел ).

Итак, общины II в. по Р.Х. обрели единоличное управление и вполне естественно, что рядовые верующие стали смотреть на своего епископа как на возвещателя воли Божьей и на домоправителя Христова. В III в. по Р.Х., в связи с ростом общин, их разделением на группы (по месту собрания) и нехваткой авторитетных служителей, епископ во многих местах стал управлять группой общин. Стало изменяться представление о поместной церкви, которая уже не отождествлялась с одним собранием, а переносилась на целые города и даже регионы.

Таким образом, епископ стал управлять областью, границы которой все чаще совпадали с государственными границами провинций.

Место епископа в каждой отдельной общине стал занимать пресвитер. Так к началу IV в. по Р.Х. сформировалась трехступенчатая иерархия (епископ –пресвитер -диакон). Появились также новые церковные должности — производные от диаконов (иподиакон и др.), чтецы, катехизаторы, заклинатели (экзорцисты). привратники и т.д.

Стремление к жесткой иерархии в первохристианстве не случайно. Массовые ожесточенные гонения и причудливые ереси ставили под угрозу само существование христианства. Как защититься от предателей и лжепророков, принимающих вид ангела света? В ту эпоху еще не было утвержденного и широко распространенного канона Нового Завета, не было общепринятого Символа веры, прочной традиции. В первохристианстве служение словом предоставлялось каждому желающему (как в синагоге). В случае спора с председательствующим, особенно если пришедший ссылался на авторитет Святого Духа или великих Апостолов, остановить нежеланного гостя можно было только усилением власти руководящих в общине братьев.

Таким образом, становление монархического епископата было объективной закономерностью развития христианства. Поэтому развитие а усиление иерархии стало первым заметным изменением в жизни первохристианских общин.