Догматика: антропология
Представление о строении человека имеет очень важное значение. От ответа на этот вопрос зависит, во-первых, отношение к человеку и, во-вторых, отношение к смерти. И именно об этой теме можно сказать: «Сколько людей, столько и мнений».
Считается, что по этому вопросу имеется три точки зрения.
- Трихотомия. Этот взгляд распространен в консервативных протестантских кругах (восток). Человек троичен. У него есть тело, душа и дух.
дух Дух – связь с Богом.
душа Душа – разум, воля, чувства.
тело Тело – внешняя оболочка, связывает с материальным миром.
Основной стих в защиту – 1 Фес. 5:23
Аргументы: 1 Кор. 2: 114-15 – 3:1-3
(человек – духовный, плотской, душевный)
Евр. 4:12
Гал. 3:3, 5:16
А. Прохоров считает, что
Отнимешь дух – останется животное.
Отнимешь душу – останется мертвое тело, дух уходит к Богу.
Отнимешь тело – неспособность выразить себя в звуке и действии.
- Дихотомия. Запад.
Человек состоит из материального аспекта (тела) и нематериального (души или духа, что является взаимозаменяемыми понятиями).
Это мнение, казалось бы, разделяет и Ч. Райри. Он считает, что душа состоит из духа + сердце + воля + совесть и т.д. И тут же он приводит высказывание Г. Беркувера: «Библейский взгляд на человека таков: человек един, несмотря на все многообразие его черт.» (Райри, стр. 224)
Аспекты нематериальной сущности человека (грани целого)(по Райри)
а) Душа – средоточие духовного и эмоционального опыта человека.
б) Дух – только нематериальная часть, центр, сердцевина личности.
в) Сердце (употребляется более 900 раз) – средоточие физической и психической жизни.
Внутренний мир. Функции: средоточие интеллектуальной жизни, эмоции, воли, духовной жизни.
г) Совесть – внутренний свидетель.
В Новом Завете побуждает поступать соответственно тому, чему мы научены.
В ветхом Завете = сердцу.
Чаще встречается у Павла, у Иоанна = сердцу.
д) Ум (в Н.З., в В.З. = сердцу) + чувство справедливости.
Функции: — познание истины – 1 Кор. 14:15
— обновление – Рим. 12:2
— принятие решений – Рим. 14:15
— стремление к святости – 1 Пет. 1:13
— познание воли Божьей – Еф. 5:17
— любовь к Богу – Мтф. 22:37
е) плоть = тело Лук. 24:39.
= склонность ко греху и противодействие Богу.
ж) воля.
Это деление представляется несколько необоснованным. Мало понятно, чем сердце отличается от души или от ума и воли.
Так же непонятно, какой точки зрения придерживается сам Райри – дихотомии или монизма (теории целостности).
- Монизм рассматривает человека как единое, неделимое целое со множеством аспектов. Взгляд Ветхого Завета.
Помимо этих основных представлений каждый из богословов выдвигает еще и свою собственную теорию.
Форлайнс Ф.Л. читает, что душа не является нематериальной частью человека. Это его «Я», личность. «Я» имеет дух и тело. Соответственно, тело – материальная часть, а дух – нематериальная часть, которая характеризует человека как духовное существо.
Эриксон, перечисляя все вышеизложенные теории, также предлагает свою, называя ее «условное единство». Суть: человек – материализированное единое существо. Это состояние разрушается при смерти – нематериальная часть человека продолжает жить после разрушения материи. А при воскресении единство восстанавливается.
Литература:
1. Эриксон М. 1999. Христианское богословие. СПб. Библия для всех. Стр.440-457.
- Райри Ч. Основы богословия. Стр. 224-230.
- Прохоров А. Человек. Украина: «Христианская заря», 1987, стр. 59-70.
- Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 122-133.
5. Лекции по курсу «Догматика» В.М. Кузнецова.
Выполнила:Борщева А