Человеческая природа

Догматика: антропология

Представление о строении человека имеет очень важное значение. От ответа на этот вопрос зависит, во-первых, отношение к человеку и, во-вторых, отношение к смерти. И именно об этой теме можно сказать: «Сколько людей, столько и мнений».

Считается, что по этому вопросу имеется три точки зрения.

  1. Трихотомия. Этот взгляд распространен в консервативных протестантских кругах (восток). Человек троичен. У него есть тело, душа и дух.

дух          Дух – связь с Богом.

душа        Душа – разум, воля, чувства.

тело           Тело – внешняя оболочка, связывает с материальным миром.

Основной стих в защиту – 1 Фес. 5:23

Аргументы: 1 Кор. 2: 114-15 – 3:1-3

(человек – духовный, плотской, душевный)

Евр. 4:12

Гал. 3:3, 5:16

А. Прохоров считает, что

Отнимешь дух – останется животное.

Отнимешь душу – останется мертвое тело, дух уходит к Богу.

Отнимешь тело – неспособность выразить себя в звуке и действии.

  1. Дихотомия. Запад.

Человек состоит из материального аспекта (тела) и нематериального (души или духа, что является взаимозаменяемыми понятиями).

Это мнение, казалось бы, разделяет и Ч. Райри. Он считает, что душа состоит из духа + сердце + воля + совесть и т.д. И тут же он приводит высказывание Г. Беркувера: «Библейский взгляд на человека таков: человек един, несмотря на все многообразие его черт.» (Райри, стр. 224)

Аспекты нематериальной сущности человека (грани целого)(по Райри)

а) Душа – средоточие духовного и эмоционального опыта человека.

б) Дух – только нематериальная часть, центр, сердцевина личности.

в) Сердце (употребляется более 900 раз) – средоточие физической и психической жизни.

Внутренний мир. Функции: средоточие интеллектуальной жизни, эмоции, воли, духовной жизни.

г) Совесть – внутренний свидетель.

В Новом Завете побуждает поступать соответственно тому, чему мы научены.

В ветхом Завете = сердцу.

Чаще встречается у Павла, у Иоанна = сердцу.

д) Ум (в Н.З., в В.З. = сердцу) + чувство справедливости.

Функции: — познание истины – 1 Кор. 14:15

— обновление – Рим. 12:2

— принятие решений – Рим. 14:15

— стремление к святости – 1 Пет. 1:13

— познание воли Божьей – Еф. 5:17

— любовь к Богу – Мтф. 22:37

е) плоть = тело Лук. 24:39.

= склонность ко греху и противодействие Богу.

ж) воля.

Это деление представляется несколько необоснованным. Мало понятно, чем сердце отличается от души или от ума и воли.

Так же непонятно, какой точки зрения придерживается сам Райри – дихотомии или монизма (теории целостности).

  1. Монизм рассматривает человека как единое, неделимое целое со множеством аспектов. Взгляд Ветхого Завета.

Помимо этих основных представлений каждый из богословов выдвигает еще и свою собственную теорию.

Форлайнс Ф.Л. читает, что душа не является нематериальной частью человека. Это его «Я», личность. «Я» имеет дух и тело. Соответственно, тело – материальная часть, а дух – нематериальная часть, которая характеризует человека как духовное существо.

Эриксон, перечисляя все вышеизложенные теории, также предлагает свою, называя ее «условное единство». Суть: человек – материализированное единое существо. Это состояние разрушается при смерти – нематериальная часть человека продолжает жить после разрушения материи. А при воскресении единство восстанавливается.

Литература:

1.      Эриксон М. 1999. Христианское богословие. СПб. Библия для всех. Стр.440-457.

  1. Райри Ч. Основы богословия. Стр. 224-230.
  2. Прохоров А. Человек. Украина: «Христианская заря», 1987, стр. 59-70.
  3. Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 122-133.

5.      Лекции по курсу «Догматика» В.М. Кузнецова.

Выполнила:Борщева А