Суеверие

Чрезвычайное удивление может вызвать у нас то, что следование приметам и суеверия во всех их проявлениях — это самый массовый, распространенный вид оккультизма и идолопоклонства.

Задавали вы когда-нибудь себе вопрос: суеверен(а) ли я? А если да, то в какой степени? Такую проверку невредно проводить, чтобы выяснить свое внутреннее состояние. Попробуйте ответить на простые вопросы:

— Станете ли вы возвращаться за зонтом, если, выйдя из дома, обнаружите, что забыли его, а уже накрапывает дождь?
— Что с вами произойдет, если вернуться совершенно необходимо?
а) вы расстроитесь;
б) вернувшись, вы что-то поменяете в своем облике или покажите язык своему изображению в зеркале и на этом успокоитесь;
в) будете абсолютно спокойны.

— Если день сложился неудачно, считаете ли вы, что встали с левой ноги?
— Будете ли вы спрашивать у кукующей кукушки, сколько вам осталось жить?
— Назначите ли вы время свадьбы на май или тринадцатое число?
— Будете ли вы ждать неприятностей, если в окно залетит ворона?
— Стучите ли вы по дереву?
— Остерегаетесь ли вы садиться напротив угла?
— Считаете ли вы, что ваша жизнь сложится удачно, если вы:
а) женщина и похожи на отца;
б) мужчина и похожи на мать.
— Считаете ли вы брак удачным, если супруги похожи друг на друга?

Список может быть продолжен, из подобных сентенций тоже составляют популярные книги о том, откуда есть и пошли наши русские приметы и традиции, сформировавшие будто бы мистическую русскую душу. Если вернуться к нашему простенькому тесту, то даже один положительный ответ на предложенные вопросы позволяет причислить нас к разряду суеверных людей. Чем больше таких утвердительных ответов, тем больше степень нашей суеверности.

Любимая и известная русская поговорка «береженого Бог бережет» объясняет нам принцип действия, заложенный в приметах. Смысл его в том, что если сам не побережешься, то и Бог не убережет, если сам не позаботишься, то и Бог не позаботится. Вроде бы разумная теория, но в корне противоречит тому, что учит Библия. Ошибочность теории о «береженом» в том, что наши собственные представления о зле и благе для себя чаще всего просто заблуждения и ошибки. Только Бог знает, что для нас лучше и от чего нам надо беречься, поэтому и доверять надо Ему, а не приметам, претендующим на народный опыт и народную мудрость, которые от всяких напастей уберегут.

Беда всех суеверных, что они панически боятся духов, идолов и божков, которые стоят за суевериями, и ни во что не ставят наставления живого Всемогущего Бога. Словари дают объяснение «суеверию»: «предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил; предзнаменование будущего». Уже из этимологии слова можно понять его значение: приставка «суе» означает пустое, тщетное, поэтому суеверие — это пустая вера или вера в пустое, ничего не значащее. Если мы больше надеемся на милость и покровительство нечистых духов (на пустое), чем на милость Божью, полагаемся в важном деле на божков, вверяя им свою жизнь, то и результат соответственный. Мы оказываемся обманутыми, получаем проблемы, с которыми не можем справиться.

Вопрос настоящей защиты человека от напастей (а именно на эту функцию претендуют суеверия) в том, что человек целиком полагается лишь на Бога, полностью доверяется только Ему, отвергая суеверие, как веру в пустое, не приносящее пользы, но приносящее вред. Как и о чем мы можем заботиться, если даже тело наше не в нашей власти! «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть. Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?» (Лк. 12:25–26) Если бы могли управлять своим телом, мы никогда бы не болели, не страдали и не старели. Тогда не было бы необходимости умирать.

Вспомним евангельскую притчу. Богатый человек собрал хороший урожай в поле. Рассуждая сам с собой, он решил сломать прежние житницы, построить новые — большие и вместительные. Такие перспективы очень вдохновляли его. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:16–20)

Если понимать, что все мы ходим под волей Бога, и в любую секунду можем потерять данную Богом жизнь, то не уйти от вопросов: как же узнать Его волю, как следовать ей с рождения и до последнего вздоха, чтобы во всем иметь успех. Наша собственная мудрость и весь народный опыт вместе взятый, будто бы заключенный в суевериях и приметах, не могут ни обогатить нас, ни спасти. «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него» (1 Тим. 6:7).

Находятся такие тетушки, бабушки и даже дядечки, которые на каждый случай имеют мудрый совет, корень которого — суеверие. Все мы хоть раз, да встречались с ними и получали от них «ценные» указания типа: «Не ешь с ножа — злым будешь». Всегда глубокомысленны замечания: «Сверчок в доме поет — жди покойника». «Уехал кто-то из близких — до следующего дня не убирай в доме, не мети пол». «Вилка или ложка упали со стола — гостья придет, нож — гость». «Соль просыпать — не к добру». Просто кладезь народной мудрости, ходячие энциклопедии. Замечали вы, какие чувства и настроения вызывают эти советы и наблюдения? Прежде всего тревоги, боязни, что сделал что-то не так, допустил роковую ошибку, промахнулся, оступился — теперь жди беды. Возникает душевная маета, которая грязной мутью оседает в глубинах души и тревожит долгое время.

Суеверие опутывает липкой паутиной страха каждый шаг и каждое движение человека. Все наше поведение, чтобы быть успешным, должно находиться под контролем каких-то неписаных правил, сопровождаться плевками, постукиванием по дереву, отказом от чего-то (не спи, не ешь, не прикасайся, не смотри) и обязательным исполнением нелепых ритуалов. Согласитесь, держать весь свод этих знаний в своей голове очень обременительно. Вместе с суевериями в нашу жизнь входит внутреннее напряжение, неспокойствие, раздражительность, угнетенность. Все то, что сопутствует греховному состоянию человека.