Что такое, духовно развитая церковь?

Как мы можем отличить духовно развитую церковь? Какими критериями мы должны пользоваться, чтобы определить, достигла ли наша собственная церковь совершенства? Новый Завет дает опять ясный ответ на эти вопросы. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).

Духовное развитие тела Христово определяется его непреходящими добродетелями. Степень духовного совершенства можно измерить тем, как церковь проявляет веру, надежду и любовь. Это вытекает очень ясно из Посланий апостола Павла: так как он сам измерял степень духовного роста новозаветных церквей именно этими тремя добродетелями. Обратите внимание на его вступительные слова в Посланиях к различным церквям.

1 ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ\

«Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело ВЕРЫ и труд ЛЮБВИ и терпение УПОВАНИЯ на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1 Фее. 1:2-3).

2 ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает ВЕРА ваша, и умножается ЛЮБОВЬ каждого друг ко другу между всеми вами. Так что мы сами хвалимся вами в церквях Божиих, терпением вашим и ВЕРОЮ во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» (2 Фее. 1:3-4).

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышавши о ВЕРЕ вашей во Христа Иисуса и о ЛЮБВИ ко всем святым в НАДЕЖДЕ на уготованное вам на небесах, о чем вы, прежде слышали в истинном слове благовествования» (Кол. 1:3-5).

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

«Посему и я, услышав о вашей ВЕРЕ во Христа Иисуса и о ЛЮБВИ ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит НАДЕЖДА призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1:15-18).

1 ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

«Цель же увещания есть ЛЮБОВЬ от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной ВЕРЫ» (1 Тим. 1:5).

Апостол Петр также пишет об этих трех добродетелях:

«Предназначенного еще прежде создания мира, но. явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели ВЕРУ и УПОВАНИЕ на Бога. Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно ЛЮБИТЕ друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:20-22).

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ

«Да приступаем с искренним сердцем, с полною ВЕРОЮ… Будем держаться исповедания УПОВАНИЯ неуклонно… Будем внимательны друг ко другу, поощряя к ЛЮБВИ и добрым делам» (Евр. 10:22-24).

Итак, ясно, что Новый Завет положил в основание оценки духовного развития поместной церкви. Прежде всего — это любовь между J членами друг к другу. Во-вторых, это сильная и живая вера. И, в-третьих, это надежда. Однако все эти слова могут остаться в сознании верующего только теологическими концепциями: Что же они означают на самом деле? Мы поймем это только в том случае, если хорошо рассмотрим их содержание и значение в контексте Священного Писания. Опять — таки Новый Завет говорит об этом очень четко.

ЛЮБОВЬ

«Но любовь из них больше», — делает вывод апостол Павел (1 Кор. 13:13). Апостол постоянно напоминает об этом в своих Посланиях к церквям, что вполне соответствует тому, что говорил Иисус Христос в Иоан. 13:34: «Да любите друг друга».

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

«Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в ЛЮБОВЬ, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12-14).

ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

«Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит ЛЮБОВЬЮ друг ко другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1 Фее. 3:11-12).

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

«И молюсь о том, чтобы ЛЮБОВЬ ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Фил. 1:9-10).

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною ЛЮБОВЬЮ все ( возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в ЛЮБВИ» (Еф. 4:14-16).

Апостол Петр также ставит любовь «превыше всего», когда он говорит: «Более же всего имейте усердную ЛЮБОВЬ друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8). Нет никакого сомнения, что этим же озабочен и апостол Иоанн, поскольку в своем 1 послании он четыре раза призывает верующих «любить друг друга» (1 Иоан. 3:11,23; 4:7,11).

Но что такое любовь? Как она проявляется? Как узнать, есть ли она в церкви Христа? Наиболее ярким местом Писания, дающим ответы на эти вопросы, является, конечно же, 13 глава 1 Послания к Коринфянам. Здесь апостол Павел объясняет духовно неразвитым коринфянам, что такое настоящая любовь, и как она проявляется в теле Христовом. К сожалению, «эта великая глава про любовь» очень часто рассматривается в отрыве от контекста. Чтобы понять точнее, что имел в виду апостол Павел, вы должны рассматривать его слова о любви в свете всего Послания и при их истолковании учитывать, что коринфяне находились в плотском состоянии. Мы также должны рассматривать эти слова не только как обращенные к отдельным верующим, но ко всему телу Христову.

Во-первых, обратите внимание на то, что коринфяне «не имели недостатка ни в каком даровании» (1 Кор. 1:7). Тем не менее, они были духовно неразвитыми. Павел называет их «младенцами во Христе» (1 Кор. 3:1) и «плотскими» (1 Кор. 3:3). Очевидно, что духовные дары, проявляемые в поместной церкви, не означают, что церковь является духовно развитой. Это хорошо видно на примере коринфян.

Это и побудило апостола Павла написать 13 главу. Несомненно, что в коринфской церкви тех, кто говорил на других языках, было больше, чем в любой другой новозаветной церкви; однако у них не доставало любви, а потому они были «как медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1).

Эти коринфяне имели дар пророчества, мудрости, знания и веры, но не имели любви, а потому Павел намекает, что они были «ничто» (13:2).

Некоторые из верующих в Коринфе, несомненно, имели дар «раздавания» и даже были готовы отдать свою жизнь за свои убеждения, но, — говорит Павел, — без любви все это совершенно бесполезно (13:3).

В противоположность действиям духовных даров Павел указывает, как можно распознать любовь в теле Христовом:

·                     Любовь долготерпит (13:4). Другими словами, это означало противоположное тому, что проявляли коринфяне. Они проявляли нетерпение по отношению друг к другу и у них были разномыслия и разделения (1:10).

·                     Любовь милосердствует и не завидует (13:4). Ранее в своем Послании апостол Павел указал, что среди коринфян были зависть и споры (3:3).

·                     Любовь не превозносится, не гордится (13:4). Павел предупреждал коринфян о неприемлемости хвастовства (1:29). «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым… никто не хвались человеками… Что ты имеешь, чего бы не получил?» (3:18,21; 4:7).

·                     Любовь не бесчинствует (13:5). В коринфской церкви проявлялась аморальность, и Павел говорил: «…такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников» (5:1; 6:15-20). Более того, они поступали незаконно даже при преломлении хлеба (вечере Господней), и некоторые не только объедались, но даже напивались до опьянения (11:20-21).

·                    Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (13:5). Здесь же были верующие, которые судились друг с другом в судах (6:1-7). Они обижали друг друга и отнимали друг у друга (6:8). Они были нечувствительны к немощным в вере, и некоторые из них своей свободой в Христе становились «соблазном для немощных» (8:9). Некоторые даже занимались идолослужением (10:14).

·                     Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине (13:6). Трудно даже себе представить, чтобы такие одаренные христиане могли гордиться аморальностью, проявляющейся в их церкви, но Павел указывает именно на это: «И вы возгордились «такою аморальностью», вместо того, чтобы лучше плакать» (5:2).

После того, как Павел дал описание, чего любовь не делает, но что делали коринфяне, он излагает несколько утвердительных признаков любви (13:7). Она «все покрывает» (т.е. переносит страдания без ропота). Она «всему верит» (т.е. «всегда готова верить в наилучшее»). Она «всего надеется» (т.е. смотрит с уверенностью в будущее и не проявляет пессимизма). Она «все переносит» (т.е. непоколебима и делает верующего выносливым).

Коринфяне, конечно, были виновны во всех отношениях. Они не проявляли взаимотерпимости, жадно верили сплетням, даже касавшимся апостола Павла (4:3-5; 9:1-3), отрицательно относились к другим и уступали давлению и влиянию мира.

Теперь, когда мы подошли к стихам 8-12 в главе 13 1 Послания к Коринфянам, некоторые из мыслей, высказанных апостолом Павлом, представляют некоторое затруднение для понимания. Однако если их рассматривать в контексте, то истина становится очевидной. Павел естественно и логично приходит к заключению, что «любовь никогда не перестает» (13:8). Дары являются временными, а любовь вечной  (13:8).

«Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:9-10).

О чем говорит апостол Павел? Заметьте контраст между этими стихами и теми, которые за ними следуют (стихи 9-12).

НЕСОВЕРШЕННОЕ ИЛИ ОТЧАСТИ СОВЕРШЕННОЕ ИЛИ ПОЛНОЕ
младенцем мужем
по-младенчески оставил младенческое
видим как бы сквозь тусклое стекло тогда же лицом к

лицу

теперь знаю я отчасти тогда познаю, подобно как я познан

Сравнивая все 1 Послание к Коринфянам с другими Посланиями, можно сделать несколько важных выводов. Эти верующие не достигли уровня духовного развития, совершенства или полноты, которого достигли другие новозаветные церкви. Они оставались духовными младенцами. Они вели себя по-детски. Они очень мало продвинулись вперед по пути духовного преображения в образ Иисуса Христа.1 Они не достигай того духовного уровня развития, которого достигли фессалоникийцы, колоссяне, ефесяне и филиппийцы в вере, надежде и любви, за которые апостол Павел благодарит Бога. Кажется, это вообще отсутствовало у них, если рассматривать их в целом. Они жили в состоянии «отчасти», «младенчества», «тусклости в их духовной жизни».2 Чтобы исправить такое положение, Павел призвал их произвести переоценку ценностей. Сначала, — говорит он, — ищите «пути более превосходного» или же «достигайте любви» (12:31; 14:1), а потом «ревнуйте о дарах духовных» для назидания церкви (12:31).3

Добавить комментарий