Духовные дары

Изучая вопросы «функционирующего тела» в. Новом Завете, вы не можете обойти вопрос «духовных даров». Более того, в нашем XX веке интерес к этой теме значительно возрос. Это и понятно, так как на протяжении многих лет евангельские церкви не уделяли должного внимания вопросам правильного функционирования тела Христова и взаимоотношения между отдельными его членами. Вся работа служения в церкви возлагалась на «проповедника» и на «пастора».

Что же говорит Библия по поводу духовных даров? Многие пытались ответить на этот вопрос. Уже на протяжении многих лет некоторые евангельские верующие учат, что все духовные дары остаются и сегодня в силе, и такие верующие называют себя «харизматическими христианами» (пятидесятниками)2. Но есть и такие верующие, которые считают себя «нехаризматиками». С одной стороны, некоторые нехаризматики верят, что некоторые духовные дары и сегодня остаются в силе. В общем, они считают, что есть «дары знамений», которые сегодня уже не действуют, а именно: иностранные языки, пророчества, исцеления и т.д. Но с другой стороны, они верят, что есть дары обычные, которые действуют и сегодня, а именно: дары пасторства, учительства, евангелизма, управления и т.д.

Есть и третья группа верующих, которые считают, что все дары сегодня не имеют силы. Они учат, что все первоначальные дары были «дарами знамений» и служили для доказательства подлинной ценности Евангелия, а также для функционирования тела Христова до тех пор, пока все христианские истины не были открыты, и тело Христово не смогло нормально функционировать.

Следует добавить, что в каждой из этих основных трех групп существуют разные мнения относительно духовных даров, их предназначения, использования в церкви и того, как верующие могут знать о своих личных дарах.

В виду столь большой разницы в понимании этого вопроса современными верующими; можно ли вообще узнать, что же именно Библия говорит по этому поводу? Несколько лет тому назад я попробовал рассмотреть этот вопрос как можно более объективно. Насколько это только возможно человеку, я постарался отложить в сторону свое собственное мнение по этому вопросу и снова внимательно просмотреть весь Новый Завет, отмечая все места, где речь идет о духовных дарах, и рассматривая их в контексте того, где они находятся, и таким образом устанавливая, что же сами библейские авторы хотят сказать по этому поводу. В результате я пришел к следующим выводам:

/. Число и виды даров были весьма различны в новозаветных церквях.

Это заключение сделано на основании перечисления даров, которые мы находим в посланиях к различным церквям. Обратите внимание на следующее:

ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

(1 Кор. 12:8-10)

слово мудрости

слово знания

вера

исцеления

чудотворения

пророчество

различение духов

языки

истолкование языков

(1 Кор. 12:28)

апостолы

пророки

учители

чудотворцы

исцеления

вспоможения

управления

языки

ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ

(Рим. 12:6-8)

пророчество

служение

учение

увещевание

раздавшие

начальствование

благотворительность

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

(Еф. 4:11)

апостолы

пророки

евангелисты

пасторы

учители

ПОСЛАНИЕ ПЕТРА РАЗЛИЧНЫМ ЦЕРКВЯМ

(1 Пет. 4:11)

говорение

служение

Почему это различие так важно? В коринфской церкви проявлялось больше даров, чем в любой другой новозаветной церкви. Апостол Павел сам указывает на это, когда в Первом Послании говорит: «…вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, не имеете недостатка ни в каком даровании» (I Кор. 1:5,7).|

Римская церковь также была одаренной церковью. С одной стороны, только два дара, перечисленных в Послании к Римлянам (пророчество и ‘• учение), повторяются в Послании к Коринфянам. С другой стороны, перечисление в Послании к Ефесянам, хотя и является более кратким, включает два дополнительных дара (евангелисты и пасторы), которые не включены в Послания к Римлянам или к Коринфянам.

Можно заключить, что в различных новозаветных церквях проявлялись различные дары. Более того, одни из них имели много даров, а другие — мало. А потому мы, христиане XX века, не должны считать, что какой-то «всеобщий список духовных даров» должен быть достоянием каждой церкви. Если так не было в новозаветных церквях, можно заключить, что так не должно быть и в современных:

2. Места Священного Писания, где больше всего говорится о дарах, написанных с целью исправить неправильное использование духовных даров.

Коринфская церковь. Коринфская церковь была больше всех духовно одарена из всех новозаветных церквей, однако, коринфяне неправильно пользовались этими дарами. Речь идет не о том, что они не знали значения этих даров. Они просто неправильно ими пользовались.

Во-первых, некоторые совершенно открыто хотели «назидать самих себя» и «унижали других». Это была духовная гордость. Если бы это было не так, то почему бы апостол Павел основное место в 12-ой главе уделил тому, чтобы один член тела не говорил другому члену тела, что он ему не нужен (1 Кор. 12:21)? Обратите внимание на следующие ключевые стихи:

  • «Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу?» (12:15)
  • «И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что -я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу?» (12:16).
  • «Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?» (12:17).
  • «А если бы все были один член, то где было бы тело?» (12:19).
  • «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны» (12:21).
  • «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более

благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (12:22-25).

Во-вторых, коринфяне увлекались «меньшими» дарами и пренебрегали «дарами большими».

Павел ясно указал, что дарами большими являются, «во-первых, апостолы, во-вторых, пророки, в-третьих, учителя». Затем он перечисляет «меньшие дары»: чудотворение, исцеление, вспоможение, управление, разные языки (12:28). После этого он делает заключение. Коринфяне должны «ревновать о дарах больших» (12:31). Из контекста становится совершенно ясно, что они отдавали предпочтение дарам меньшим (см. гл. 14).

В-третьих, коринфяне не только отдавали предпочтение «дарам меньшим», но и неправильно пользовались ими в церкви. (Снова внимательно прочтите 14-ую главу.) В церкви не было порядка. Вот почему апостол Павел пишет в конце 14-ой главы: «Только все должно быть благопристойно и чинно» (14:40).

Римская церковь. Римская церковь, очевидно, не имела так много проблем в вопросе пользования духовными дарами, как коринфская. Тем не менее одна проблема явно была и в этой церкви: духовная гордость. В контексте, где Павел говорит о духовных дарах, он говорит и о смирении. Как раз перед перечислением духовных даров он пишет: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5).

Более того, еще перед тем, как указать на единство тела, и перед тем, как начать перечислять духовные дары, он предупреждает о недопустимости гордости и необходимости смирения. Мы читаем следующее: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (12:3).

Ефесская церковь. То же самое мы видим и в Послании к Ефесянам. Перед перечислением духовных даров он пишет: «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью… стараясь сохранять единство духа в союзе мира… каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:1-3,7).

Все это очень важно. Очень часто мы используем эти места Писания для того, чтобы учить тому, насколько духовные дары нужны, и чтобы каждый верующий знал, какой дар или дары даны ему. Павел же здесь говорит не о чем ином, а о том, как нужно пользоваться дарами и что

еще более важно, он призывает всех верующих не использовать эти дары для возвышения самих себя в поместной церкви, так как это ведет к ;Я разрушению единства церкви. Стремление к общности и единству I через смирение — это основная тема всех мест Священного Писания, где говорится о духовных дарах.3

3. Нигде в Библии не говорится, какие духовные дары мы, как отдельные индивидуумы,  должны стараться получить или узнать какими духовными дарами мы обладаем.

Это также очень важно, но мне лично очень трудно было придти к такому заключению и согласиться с ним. И это потому, что я был научен как раз противоположному и, подобно многим другим верующим, считал, что нам нужно стремиться получить или обнаружить свои дарования. Как уже было указано, мы пытаемся обосновать такое мнение местами Писания, где дано перечисление духовных даров. Но это совершенно неверный подход. Те, кому были написаны эти послания хорошо знали какие дары им даны. Они вовсе не пытались узнать, что у них есть. Такими очевидными дарами они просто неправильно пользовались.

Что можно сказать о 1 Кор. 12:31 и 14:1? Это очень важный вопрос. Нужно внимательно рассмотреть эти стихи, которые, как  может показаться, противоречат нашему третьему заключению. После того, как апостол Павел перечислил «дары большие» и «дары меньшие» в Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:28-30), он призывает верующих: «Ревнуйте о дарах больших» (12:31). А затем в начале 14-ой главы он пишет: «…ревнуйте о дарах духовных» (14:1).

Тщательное изучение как этих стихов, так и контекста, в котором они находятся, указывает, что Павел не хотел призвать отдельных индивидуумов в коринфскую церковь стать апостолами, пророками или учителями (дары большие — 12:28). Напротив, он призывал этих верующих отдавать предпочтение тем, кто уже имел эти «дары| большие». Поэтому в греческом тексте глаголы стоят в повелительном наклонении во 2-ом лице множественного числа. Мы с полным основанием можем перефразировать стих 31 в 12-ой главе следующим образом: «Вы, как церковь, ревнуйте о дарах больших, а не о меньших дарах». В 14:1 Павел делает более расширенный призыв. И мы можем перефразировать его следующим образом: «Как тело Христово» достигайте любви, и как тело Христово, ревнуйте о проявлении духовных даров, однако уделяйте особое внимание пророчеству, а не говорению на иных языках» (см. 14:2-4).

Подобную мысль апостол Павел  высказывает и в Послании к Римлянам, когда говорит, что хочет видеться с ними, «чтобы преподать вам некое дарование духовное» (Рим. 1:11). Учитывая, что Павел никогда до того не был в Риме, и рассматривая контекст, в котором

содержится этот стих, мы можем лучше понять, что говорит апостол Павел. Дар, о котором он говорит, — это его собственный вклад в их духовное возрастание. Поскольку Павел имел все «дары большие» (1 Тим. 2:7; Деян. 13:1), он действительно мог им во многом помочь. Более того, он хотел служить им на основе взаимного доверия (Рим. 1:12).

Таким образом, на основании всего Священного Писания мы должны придти к заключению, что Библия нигде не призывает отдельных верующих стремиться получить духовные дары или пробовать найти эти дары в самом себе. И если мы так поступаем, то мы придаем особое значение тому, чего Библия совсем не подчеркивает. Апостол Павел подразумевает, что если какой-то верующий одарен каким-то особым даром, то он сам знает об этом, и знают об этом другие верующие. Здесь совершенно ни при чем наши человеческие усилия, поскольку Сам Бог по Своей воле дает дары тем, кому Он Сам считает нужным независимо от того, просят ли Его об этом (Деян. 2:1-4; 10:44-48; 1 Кор. 1:4-7; 2 Тим.. 1:6). Вот почему апостол Павел пишет в Послании к Евреям, что Бог Сам засвидетельствовал об истинности Евангелия «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4).

4. Священное Писание указывает, что есть более превосходный путь, чем упор на дары Духа Святого.

Мы уже видели, что это так, когда рассматривали, какая церковь, согласно Библии, может считаться духовно зрелой (см. стр. 63-70). После того, как Павел призвал коринфян ревновать о «дарах больших», а не о «дарах меньших» (1 Кор. 12:28-31), он говорит: «…и я покажу вам путь еще превосходнейший» (12:31). Затем Павел отмечает, что христианин может иметь дар языков (13:1), дар пророчества, знания и веры (13:2), дар раздаяния (13:3) и притом не иметь любви, т.е. наиболее важного качества в христианской жизни. И если это так то мы «ничто» (13:2), и все дары не принесут нам «никакой пользы» (13:3).

Коринфяне не имели любви, но насколько нам известно, они были самой одаренной церковью в новозаветные времена. И поскольку они были похотливыми и младенцами во Христе, Павел призывал их оставить «младенческое» (13:11). Хотя он и не запрещает им пользоваться дарами, (14:1), он призывает их сначала достигать любовь, поскольку без нее, все другие дары практически бесполезны.

5. В вопросе назначения духовных лидеров в поместной церкви Павел призывает Тимофея и Тита искать не тех, у кого есть духовные дары, о тех, кто обладает необходимыми качествами и духовной зрелостью.

Это заключение является наиболее важным в вопросе духовных Даров. Когда я заметил это, у меня возникло несколько вопросов.

Почему апостол Павел не написал Тимофею и Титу, чтобы они искали людей с дарами управления? Ведь именно этим людям должны были поручить управление церковью (1 Тим. 5:17). Почему он не написал им, чтобы они искали тех, у кого есть дар пастырства или учительства? Опять — таки ведь именно этим им нужно было заниматься (1 Пет. 5:2; Деян. 20:28; Тит. 1:9). И поскольку им нужно было молиться о больных (Иак. 5:14), разве они не нуждались в даре исцеления?

Несмотря на то, что функции пресвитеров описаны совершенно определенно, Павел ничего не говорит об избрании этих людей на основе духовных даров, с помощью которых можно исполнять эти функции. И опять возникает вопрос: «Почему?»

То же самое мы видим и в случае с дьяконами и дьякониссами. Поскольку эти люди должны исполнять определенное «служение» в церкви, почему апостол Павел не предложил избирать их на основе дара служения? А что можно сказать о дарах вспоможения и благотворительности? Ясно, что они должны быть хорошими организаторами. Но опять — таки ничего не сказано о даре управления. Снова возникает вопрос: «Почему?»

Некоторые указывают, что апостол Павел упоминает о требовании быть «учительным» (1 Тим. 3:2). Разве это не дар учительства? Прежде всего нужно сказать, что было бы просто странно, если бь Павел сказал об этом даре, но ничего не сказал о дарах управления и пастырства, а ведь именно это является основной обязанностью пресвитеров. Суть заключается в том, что Павел подошел совершенно прагматически к способности управлять, предлагая судить об этом по тому, как кандидат управляет собственным домом. Он говорит: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Ясно, что Павел подразумевает, что всякий христианин должен быть хорошим главой семьи. Было бы непростительно, если бы у него не было специального дара в этой области.

Что означает «быть учительным», апостол Павел хорошо поясняет в своем 2-ом Послании к Тимофею. Здесь Павел говорит об этом духовном качестве наряду с другими. Итак, он пишет: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:24-25).

Обратите внимание, какие слова окружают слово «учительным» (см. схему 15). Внимательно рассмотрев их, можно придти к заключению, что Павел имеет в виду особенный образ жизни, который показывает спокойный характер, доброту, терпение и кротость. В сущности, Павел хочет сказать, что когда духовный лидер встречается с людьми, настроенными враждебно по отношению к его учению, то если он является «учительным», он не будет реагировать на это с гневом и

негодованием. Все же он крепко придерживается того, чему верит, и положительно, не ссорясь, реагирует на враждебность его противников. Этим Павел подчеркнул, что для духовного лидера очень важно обладать способностью вступать в плодотворный контакт с теми, кто сначала сопротивляется Слову Божьему.

Трудно удовлетворительно ответить, почему апостол Павел не упоминает о дарах Духа Святого, когда говорит о качествах, которыми должны обладать духовные лидеры. Однако нам и не нужно знать исчерпывающий ответ, если мы сознаем, что его точка зрения совпадает с ранее высказанной нами, т.е. что нигде в Библии не говорится, что отдельные индивидуумы должны стремиться получить духовные дары или обнаружить их в себе перед тем, как нам начать исполнять свои функции в теле Христовом. И это приводит нас к заключительному выводу, который, пожалуй, является самым интересным.

2 Tnm. 2:24-25

Схема 15

б. Функционирование тела Христова зависит не от духовных даров, но от библейского учения, и любви, и заботы, проявляемых членами церкви друг к другу.

Греческое слово аллелон, часто переводимое как «друг друга», встречается в Новом Завете около 60 раз, не считая Евангелий. Наиболее часто его употребляет апостол Павел — около 40 раз. Во всех основных доктринах, повторяемых в разных посланиях, словосочетание встречается очень часто «друг друга». Это и понятно, поскольку послания были написаны как самостоятельные для каждой конкретной Церкви.