ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АПОСТОЛОВ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АПОСТОЛОВ

Сведения о деятельности Апостолов очень скудны и противоречивы. Чаще всего они взяты из поздних преданий. Ранние источники не сохранились.

Апостол Петр, по преданию, организовал церковь в Антнохин (Сирая).

На его пребывание там указывает спор с Павлом (Гал.2.11). Позже Петр направился в другие страны Востока, и это заставляет думать, что под упоминаемым им Вавилоном (1Пет.5.13) следует считать одноименный город на р.Ефрате, где, по свидетельству Иосифа Флавия, было много иудеев. Евсевий («Церковная история») утверждает, что при императоре Нероне Ап.Петр был распят вниз головой в Риме, где он занимал епископскую кафедру в течение 25 лет.

Достоверность епископства Ап.Петра в Риме исторически мало подтверждается: в греческой рукописи Евсевия текст об Ап.Петре отсутствует. Однако, его пребывание и смерть в Риме упоминается у Климента Римского, Климента Александрийского, Иринея. Римский пресвитер Гаий (ок. 200 г. по Р.Х.) пишет о гробницах Апостолов Петра и Павла в Риме. Таким образом, можно согласиться, что Ап.Петр бывал в Риме и , возможно, пострадал именно там.

Апостол Иоанн, сын Зеведея, по преданию, длительное время оставался в Иерусалиме, опекая Марию, мать Иисуса, а позже поселился в Ефесе, где помогал деятельности малоазиатских церквей.

По его собственному свидетельству (Отк. 1.9), он был сослан на о.Патмос, очевидно, при императоре Домициане, но потом вернулся и умер своей смертью. С его деятельностью связаны многие предания и легенды.

Судьбы других Апостолов известны очень мало.

Так, An.Варфоломей (Нафанаил) проповедовал в Аравии и Индии. Умер мученически (с него содрали кожу). В тех же местах проповедовал Ап.Фома, который был умерщвлен стрелой из лука во время молитвы. Ап.Андрей путешествовал в Скифии, Греции и в Малой Азии; Ап. Матфей —в Ефиопии; Ап. Филипп — во Фригии. Практически все Апостолы запечатлели свою веру мученической смертью, однако их труд дал обильные всходы.

Особое место в христианстве принадлежит Апостолу Павлу.

Начиная с конца 40-х годов, благодаря усиленному и самоотверженному труду, он основал в средней и западной частях Малой Азии, в Македонии и в Греции новую миссионерскую область. Его деятельность была сосредоточена, главным образом, на проповеди христианства среди язычников, что вызвало сильное противодействие иудейства и иудействующего христианства. Благодаря поддержке Ап.Петра и Иакова (Деян. 15.7-21), иудейский кризис был преодолен и христианство стало распространяться среди язычников весьма успешно.

Значение Апостола Павла для христианства состоит в том, что:

1. Павел «пересадил» христианство в греко-римский цивилизованный мир. Он был не только одним из первых основателей миссии среди язычников, йо и одним из Апостолов, показавших себя успешными, умелыми организаторами и проповедниками.

2. Павел освободил христианство от иудейства. Он показал, что смерть Христа является концом Закона, и тем самым, перевел христианство из иудейской секты в межнациональную (и сверхнациональную) религию спасения.

3. Павел явился основателем христианского богословия. Он, под влиянием Духа Святого, первый четко сформулировал веру христиан, показал значение смерти и воскресения Христа, развил принципы христианской этики, богослужения и мистики.