Декалог, как эталон ВЗ этики

Бог вечен и неизменен, «…дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11.29), но пути Божий остаются для нас неисповедимы. Для достижения Своих целей Бог пользуется как железным жезлом наказания, так и нежным прикосновением Своей благодати.

«Когда пришла полнота времени», строгость Ветхого Завета сменилась благодатью и благостью Нового Завета, о чем Господь уже давно возвещал через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды. новый завет…» (Иер.31.31).

Была ли в этом действительно необходимость? Был ли Ветхий Завет таким уж несовершенным? Ведь Закон и Ветхий Завет составляют одно целое. А как высоко, например, превозносили благочестивые иудеи (не только книжники и фарисеи) Закон. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1-2) (см.Пс.18.8-12; 117.18; 117.92). Не только Давид, но и Ап.Павел, резко восставая против оправдания законом, торжественно заявлял, что «…закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7.12). Тимофею он писал: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (IT им. 1.8). И это ведь действительно так, потому что только «законом познается грех». Закон — заповеди как мощная плотина во все времена служила определенным заслоном от зла. Свою незаменимую ценность Закон сохраняет и в новозаветное время, когда он побуждает в нас нужду в спасении и становится таким образом детоводителем ко Христу. Закон Моисея призывал народ к совершенству, но не давал силы для его исполнения, для участия в новой жизни. Даже декалог, данный Израилю Самим Богом, был только детоводителем ко Христу.