Декалог и Новый Завет

Новый Завет и новая эра

Откровение, данное Израилю на Синае, не единственное и главное, не последнее откровение, данное человеку Богом. Моисей, по вдохновению свыше, пророчествовал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой — Его слушайте» (Вт, 18.15).

Вместе с приходом в мир Сына Божия началась новая эра Нового Завета. Сын Божий призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и, прежде всего, обремененных не столько трудом и житейской суетой, сколько грехом и беззакониями. Книжники и фарисеи были исполнены недовольства и гнева, что Он ест и пьет вместе с грешниками, защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, входит в дом начальника мытарей Закхея. Они смотрели на Иисуса, как на нарушителя Закона и общественного порядка, в то время как Его деяния были ничем иным, как исполнением пророчества о Новом Завете: «Вот наступают дни. говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» (И ep.31.3l).

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь в ас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36.26-27). Спрашивается, каким же образом обновляется этот мир? Применением закона с его требованиями и угрозами? Нет! Это не делает благодать Божия, свободная незаслуженная людьми благодать и прощение самых тяжелых грехов. Что’ привлекло сердце грешницы к Иисусу (Лк.7.30-50), или не менее грешное сердце Закхея (Лк.19.1-10, как не божественная любовь Христа? Поистине, «любовь назидает!» В более точном переводе — исправляет.

Христос как Законодатель Нового Завета

Христос как Законодатель Нового Завета, сопоставляет в Нагорной проповеди древнюю заповедь с новой заповедью. «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…». Из всех 613 ветхозаветных заповедей и заветов Он провозгласил две главные: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22.37-40).

Заповедь о любви к ближнему Христос возвысил до любви к врагам (Мф.5.43-48; Лк. 10.25-37). Христос не только учил других прощать и любить, но, прежде всего. Сам явил Своим делом любовь ко всему роду человеческому. Любовь, учит Христос — это высший закон Вселенной, нарушение которого не происходит без ущерба для нашей бессмертной души. Праведность Христова во всем намного глубже того, что практиковали или чему учили иудеи. Так в Нагорной проповеди дано несколько сопоставлений ветхозаветной заповеди с новозаветной (Мф.5.21-48). Заповедь Христова требует в высшей степени благоговейного отношения к ближним. Закон учит:

«Не убий», Иисус — «Не гневаться». К грехам шестой заповеди Он относит всякий гнев, всякое оскорбительное слово, лишающее нашего ближнего доброго имени. Ап.Иоанн называет человекоубийцею всякого, кто ненавидит ближнего своего (1Ин.3.15). Истинное поклонение Богу возможно только вместе с примирением с ближним (Мф.5.23-24).

Семья в Новом Завете

Этика благодати требует также нового отношения к женщине. Закон говорит: «Не прелюбодействуй», а Христос говорит: «Не смотри на женщину с вожделением» (Мф.5.27-28). Христос требует чистоты мысли более, чем чистоты поступков. Иисус учит, что вожделенный взгляд — это греховное намерение, ведущее к прелюбодеянию. И здесь может помочь только одно — духовная хирургия глаза.

Новая этика Христа требует также большой чистоты и святости в супружеских отношениях. Закон, например, говорит, что муж волен по своему произволу отпустить свою жену из дома (Вт.24.1) Христос предупреждает:

«Не разводись вовсе, кроме вины любодеяния» (Мф.5.32). «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19.6). Брачный союз — это изначально священный союз, и его чистота должна быть абсолютной и нерушимой. В супружестве главным является взаимная любовь и верность, в безбрачии — целомудрие и чистота.

Новозаветная этика призывает также к полному отказу от всякой мести, в то время как в ветхозаветном законе существовал принцип «око за око, зуб за зуб» (Исх.21.24-25). В христианской жизни никогда не может быть места для подобного возмездия. Наоборот, «если враг твой голоден, накорми его, если жаждет — напои его».

Новая любовь Нового Завета

Новая этика, провозглашенная Христом, призывает к качественно новой любви (Мф.5.43-48). Ветхий Завет говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19.18). Иисус — «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44).

Для обозначения понятия любви в Новом Завете употребляется, в основном, два слова: «philia» — братская любовь, любовь среди добрых друзей, и «agape» — как божественная любовь, желающая блага каждому человеку, все равно — добрый он или злой, друг он или враг. Мы не можем, конечно, всегда питать чувство любви враждебно настроенным к нам людям, но любить их, как творение Божие, не воздавая им злом за зло — вот то, к чему неизменно призывает нас Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Именно в этом новозаветная этика достигает своего наивысшего выражения. Об этом же пишет и Ап.Павел: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол.3.17). Христос предупреждает также от показной добродетели и показной религиозности (Мф.6).

Вознагражден будет тот, кто творит милостыню не перед людьми, а перед Богом, втайне. Идея награды в учении Христа встречается довольно часто (иначе наша жизнь духовная во многом была бы лишена стимула и смысла). Наши деяния, посты и молитвы должны иметь свой постоянный источник в любви к Богу и ближнему. Человек, рассуждающий о жизни с точки зрения ветхозаветного Закона, считал свою награду чем-то заслуженным. Христианин же думает, прежде всего, не о награде, а об исполнении воли Божией. Для него величайшая из наград — встреча с Господом перед Его престолом. Кто-то справедливо сказал, что истинная добродетель состоит в том, чтобы делать без свидетелей то, что мы делаем ради человеческой славы. Но Христос требует больше чем ветхозаветная проповедь, что видно из золотого правила Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вые ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.7.12). Известный комментатор Нового Завета У. Баркли считает эту заповедь Эверестом, т.е. вершиной этического учения Христа. Он полагает, что подобно никто никогда не говорил. Многие учителя в разное время говорили: «Не делай того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Но за все время ни один человек не сказал: «Поступайте так, как хотите, что бы с вами поступали другие». Дело в том, что концепция понимания системы учения Иисуса о нравственности носит не пассивный, а активный характер. Воля Божия вовсе не в том, чтобы удерживаться только от поступков и нарушения Закона, но чтобы активно творить добрые дела во славу Божию. Этот новый путь активной добродетели был открыт Иисусом в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми…» (Мф.5.16).

Его Новый Завет предъявляет качественно новые этические требования к человеку — мы должны относиться к Богу и ближнему не так, как требует ветхозаветный закон, а как к этому побуждает божественная любовь — огонь, излившийся в сердца наши Духом Святым. Завет Христа — это качественно новый завет, с новой заповедью любви — «агапе» в центре. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас (любить ближнего не как самого себя), так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34). Исполнение этой заповеди стало отличительным признаком новозаветной эры, начавшейся со смертью и воскресением Христа.