Исторические данные о Дне Господнем

«Все христиане единодушно согласились избрать первый день недели, как день открытого Богослужения, так как Христос в этот день победоносно восстал из мертвых. Этот набожный обычай установился по примеру Иерусалимской церкви и был основан апостолами, которые выделили этот день для святой цели. По сообщениям вернейших писателей тогдашнего времени, этот день повсеместно праздновался всеми христианскими церквами.

Дальше кажется, как будто первая христианская церковь два праздника праздновала, — один в воспоминание победного восстания Христа из мертвых и другой, как воспоминание излития Духа Святого» (Мозаймс. «История Церкви», гл. 1, разд. 4, стр. 27).

«Игнатий, ученик апостола Иоанна, назначенный в 97 году Р.Х. проповедником Антиохийской церкви, в своем послании в Молнианцам в 9-ой главе, ст. 66 упоминает, что празднованием воскресения заменяется прежний субботний день» (Популярная Энциклопедия, кн. 4, стр. 24).

«Игнатий был до 107 года проповедником в Антиохийской церкви, после чего он, по велению царя Траяна, был брошен диким зверям. Перед смертью он писал братьям: «Не давайте себя отторгнуть от истинной веры ни человеческими измышлениями, ни старым, бесполезным учениям. Ибо, если мы живем еще по иудейским обычаям, то признаем, что еще не получили благодати. Кто сбросил с себя старые основания и облекся в новые во Христе, тот не должен больше держаться иудейской субботы, а жить по воскресению Христову» (Милнер, книга 1, стр. 81, 93, 94).

«Эзонр говорит об евионитах: «Они… известны… соблюдением субботы и других иудейских обычаев; но с другой стороны, они почти так же, как и мы, проводят день Господень» (Габбон, кн. 1, стр. 289).

«В первое время христианства еврейский закон о субботе и другие еврейские учения не могли согласоваться с новой верою, и оттуда получило начало с первых же дней празднование воскресения вместо еврейской субботы» (Популярная Энциклопедия, кн. 6, стр. 65, 66)

«Первые христиане единодушно избрали первый день недели, как день, в который наш Искупитель воскрес, для общего празднования и открытых собраний» (Ваддингтон стр. 46).

«Вечеря Господня праздновалась всегда в день Господень» (Неандер, стр. 106).

«Не будем более субботствовать, но будем праздновать день Господень. Пусть всякий, кто любит Христа, свято соблюдает день Господень, царицу дней, день Воскресения, праздник праздников» (Игнатий, епископ Антиохийский, в 101 г. Р.Х.)

«Пусть всякий празднует субботу в день Господень» (Игнатий, епископ Лионский в 107 г. Р.Х.)

«День Господень свят для христианской церкви. У нас нет ничего общего с субботством. День Господень святыня христианства» (Тертуллиан, 245 г. Р.Х.)

«Мы (христиане) соблюдаем седьмой день, который есть первый день недели, как день святой радости, в который Иисус восстал из мертвых» (Варнава, 44 г. Р.Х.)

«День Господень свят! Он освящен воскресением Христа из мертвых» (Амвросий, Миланский епископ в 391 г. Р.Х.)

«День Господень был принят христианством, как день воскресения Иисуса; и с тех пор все христиане стали его праздновать» (Августин, 430 г. Р.Х.)

Езопий, живший в III-ем веке, пишет:

«От начала христианских церквей, они соблюдали первый день недели, — день этот назывался у них днем Господним; в этот день читали Святое Писание, проповедовали и праздновали вечерю Господню» (Энциклопедия Религиозного Знания, стр. 1040).

Иустин Мученик, обезглавленный в 165 году, писал:

«Христиане потому собираются из селений и городов в день Господень, что этот день — день Воскресения. Собравшись, мы читаем писания апостолов и пророков. По прочтении председательствующий держит проповедь о прочитанном, в которой он внушает сохранить в сердцах прослушанное и подражать приведенным примерам. После чего мы соединяемся в одной общей молитве и совершаем воспоминание трапезы Господней, после которой делается сбор. Всякий дает, что может, и председательствующий разделяет такой сбор между вдовами и сиротами, которые в нужде» (Энциклопедия Религиозного Знания, стр. 1040).

Из этих исторических данных ясно видно, как несправедливо обвинять того, кто вместо седьмого дня празднует первый день недели, как будто это доказательство отпадения от христианской церкви. Думаем, что наши заблуждающиеся друзья не захотят отрицать, что первый день был введен апостолами по внушению Святого Духа и принят церковью, как Божественное установление.

Мы не обязаны соблюдать субботу, потому, что установлено новое священство.

Евреям 9:1-10 «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчеге завета, где были сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ними херувимы славы, осеняющие чистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления».

Это указывает на то, что первосвященник один только смел входить во святилище и что он должен был ежегодно приносить жертвы, которые все-таки не давали удовлетворения. Напротив, новое священство является совершенным.

Евреям 9:11-15 — «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, т.е. не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление, ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, чрез окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то коль мы паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное».

Евреям 9:23-26 — «Итак образы небесного должны были очищаться ими (кровью животных), самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».

При Ветхозаветном народе было только одно колено священников (Левия), которое не выполняло субботы, и они были «невиновны». При Новозаветном из всех национальностей, народов, язычников и наречий, рабов и свободных, мужчин и женщин, ко всем одинаково обращено это название:

1 Петра 2:9 — «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел».

Новое священство ничего не имеет общего со старым, но как мы уже указывали, оно имеет новые суды и заповеди. Старый народ праздновал субботу, как знаменье завета Бога с Израилем. Первый же день недели (воскресенье) служит воспоминанием Воскресения из мертвых нашего Искупителя, великого Первосвященника Христа. Седьмой день стоит памятником освобождения одного только народа Израиля от служения и рабства Египту. Первый день недели — это вечный памятник освобождения всех народов от рабства смерти для людей всех национальностей.

5. Соблюдение первого и седьмого дня в настоящее время

Разбор этой части принуждает нас затронуть такие стороны, которые мы с удовольствием обошли бы, если бы нас к этому не понуждала любовь к истине. Поэтому надеемся, что наши уважаемые противники не почтут нам за зло исполнение тяжелого долга.

Как мы из предшествующего и доказали, что седьмой день служил для Израиля, как воспоминание освобождения от египетского рабства и в то же время, как знаменье завета между Богом и Израилем, то язычники с субботой не имели ничего общего. Кроме того, как мы уже и говорили, первый день был установлен апостолами по внушению Святого Духа в память Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И во все века, от начала христианства, он праздновался и соблюдался всеми христианами. Теперь перед нами такие вопросы: «Почему не все христиане согласны в соблюдении первого дня? Какой день должны мы праздновать? Как должны мы праздновать день новозаветного народа?» Почему не все христиане согласны в соблюдении первого дня?

С этим вопросом происходит то же, что и с другими. Каждому кажется, что он прав и для оправдания своего взгляда он подбирает кажущиеся ему подходящими места Писания или отрывки из истории, чтобы подкрепить свои взгляды. А если таковых на лицо не имеется, тогда являются истории, восторги и сны удачно подобранные. То же происходит и с соблюдением субботы. Враг человеческий только и заботится о том, чтобы оторвать бедного человека от спасительной веры в Христа и подвести его опять под иго закона и потому он употребляет все искусство и всякие учения, чтобы достигнуть своей цели. К сожалению, он находит и благоприятную почву в сердце человека; так как по природе своей человек скорее склонен что-нибудь «делать» для спасения своей души и заслужить спасение, нежели принять свободный дар благодати «даром» и, таким образом, легко дает себя подвести под закон. Мы приведем несколько исторических данных относительно насаждения субботы в христианской церкви.

1) Евиониты. Эта секта появилась в первых двух веках христианства, она отличалась от других христиан тем, что следовала законам и обрядам Моисея и праздновала субботу, а также воскресение. Она отвергала Божественность Христа и была очень многочисленна в Палестине. Последователи ее происходили по большей части из евреев (Энциклопедия Религиозных Знаний, стр. 484).

2) Начало празднования седьмого дня субботы в христианскую церковь внесено сектой, отвергающей Божественность Христа. Без сомнения, что именно эти люди подняли возмущение в Антиохийской церкви (см. Деян.13:1-2). В средних веках и до XVIII-го столетия мы встречаем евионитов под названием «субботствующих баптистов», иногда они сильно, иногда слабо появляются (Энциклопедия Религиозных Знаний, стр. 1038).

3) В новейшем времени, между 1844-1850 гг., вопрос этот снова появился на сцену и широко распространился благодаря многочисленным проповедям, произнесенным в сомнамбулическом состоянии госпожой Уайт (см. проповеди Елены Уайт, произнесенные в сомнамбулическом состоянии). Так как на эту даму смотрели, как на боговдохновенную, то проповеди ее принимались, как Божественное наставление и в точности исполнялись.

Позднее, в 1866 г. известный И. Станковский из Пруссии получил подобное же откровение, а так как этот господин, понятно, тоже ссылался на божественный авторитет, то его последователи с готовностью исполняли все слова, произнесенные им в сомнамбулическом состоянии.

Какой день нам следует праздновать?

Так как мы христиане, а не евреи, то естественно, что мы должны руководиться правилами, оставленными апостолами. Апостол говорит: «И так, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15). Как мы уже могли убедиться, часть этого предания состояла в праздновании первого дня, как дня собрания и преломления хлеба, поэтому мы и соблюдаем этот день для той же цели, не как древнее субботство, но как день покоя Нового Завета.

Как должны мы праздновать этот день?

Так как это день победы, то мы соблюдаем его: 1) как день покоя, но мы не должны отказываться в этот день от исполнения труда, который вызывается необходимостью или любовью к ближним; это день покоя от ежедневной работы и забот; 2) как день света, день дара и искупления, день воскресения из мертвых, день излития Святого Духа; 3) как день собрания святых, единения в молитве о преломлении хлеба; 4) как день радости; 5) как день благодарения; 6) как день воспоминания чудного покоя («субботства»), который начнется после явления Иисуса Христа.

Рассмотрим субботний вопрос согласно с Писанием и историей, и найдя, что седьмой день, суббота, введена была исключительно для Израиля и для него обязательна, мы теперь после всего вышеизложенного ставим вопрос: «Должны ли мы принять воскресение, как субботство?» Нет. Слово «субботство» значит закон, вынужденный покой, повелеваемое почитание Бога. Слово «воскресенье» (которое тоже часто называется ошибочно субботой) подразумевает находиться в свободе, в любви, избираемом нами поклонении Господу. Поэтому нельзя смешивать воскресение с субботой, если же кто желает идти под закон или исполнять дела закона, тот, конечно, обязан праздновать субботу, само название которой указывает на гром Синая. Кто хочет ходить в свободе Евангелия, тот празднует воскресение, как день покоя, так как название этого дня уже указывает на свободу во Христе.

Чтобы сделать маленький обзор нашего трактата, предлагаем вашему вниманию маленький катехизис в вопросах и ответах:

Вопрос: Где мы в первый раз встречаем в Библии слово «суббота»?

Ответ: В книге Исход 16:23 — «День покоя, суббота святая Господу, завтра…»

Вопрос: Что означает суббота?

Ответ: Закон дает нам тройное основание субботнего празднества.

1) Покой Господень (Исх.16:23).

2) Заветы Иеговы с Израилем (Исх.31:12-17) — суббота истекала из основной идеи о мироздании и была тесно соединена с откровением Божиим; празднование субботы было фактическим признанием Божьего откровения и веры, что Господь действительно сотворил мир, открыл это Моисею, который передал народу, а народ поверил и выразил веру, соблюдая день покоя; несоблюдение празднества воспринималось, как неверие и нарушение завета.

3) Исход из Египта (Втор.5:12-15), потому что после этого Израиль сделался народом свободным и освященным. Из этого вытекает строгость соблюдения субботы. Оно (субботство) — корень всего субботнего круга. С ним стоит и с ним падает все здание Моисеевых празднеств. Кто преступал его — преступал все другие святыни, на которых зиждется все религиозное и политическое существование Израиля. Оскорбление его было оскорблением глубочайшей святыни — израильской религии, фактическое отречение от того, что делало этот народ народом Божиим.

Вопрос: Было ли субботство дано какому-нибудь другому народу, кроме Израиля?

Ответ: Нет, так как другие народы были чужды истинного богопознания. Суббота содержит в себе не только отрицательную часть покоя от труда, но заключает в себе и положительную: возврат к прежнему состоянию, будущее восстановление. Представление этого восстановления зависит всецело от свойства, времени и отношения к нему (ко времени) Бога. Время есть абсолютное движение, непрестанная перемена бытия, изменение и перемена. В сравнении с этим свойством времени, свойство Божие является как истинное бытие, как абсолютное, неизменяемое, вечное бытие, т.е. на человеческом языке это называется покоем. Покой есть небесное отражение непоколебимого, вечного бытия. Итак, если какая-нибудь часть времени будет считаться Божией, то это должно быть время полного покоя; таким образом покой, посвященный Богу, будет действительным признанием Бога в отношении ко времени. Это почитание Вечного в Его бесконечном превосходстве над всем происходящим, изменчивым и ничтожным.

Ни один народ на земле не соединял воедино понятие о Божьем времени с временем покоя. Язычество, напротив, не только не считало свойства Божества противоположными со свойством времени, но отождествляло их, так как почитало время наравне с Богом.

Вопрос: Была ли суббота установлена в раю, и было ли людям повеление праздновать ее?

Ответ: Нет. Мы на это не находим ни малейшего указания в Библии, а также никакого примера празднования субботы.

Вопрос: Когда была установлена суббота?

Ответ: Две тысячи пятьсот лет после сотворения мира.

Вопрос: Кому была дана суббота и где?

Ответ: Народу израильскому, когда он вышел из Египта, в пустыне Син (Исх.16:23-26).

Вопрос: Есть ли что-нибудь общее между субботой и христианской церковью?

Ответ: Нет, так как суббота — это вынужденное установление, преступление которого наказывалось смертью; а Церковь Христова — не вынужденное учреждение, ибо сказано: «Силою Возлюбившего нас преодолеваем все».

Вопрос: Перенесен ли седьмой день, суббота, в христианскую церковь?

Ответ: Нет, ни апостолы Христовы, ни первоапостольская церковь не признавали его установлением Христовым. Правда, была секта, отделившаяся от церкви (евиониты), которая вздумала вместе с первым днем недели праздновать и иудейскую субботу, но эта секта вместе с крещением, принимала и обрезание, следовательно, поступками подобных людей нельзя руководствоваться.

Вопрос: Грешно ли соблюдать седьмой день, субботу?

Ответ: Мы не произнесем анафемы против тех, которые празднуют седьмой день. Однако соблюдение седьмого дня, — это, вопервых, проступок против Евангельской свободы во Христе (Кол.2:16-23); и, во-вторых, соблюдение субботы ведет нас под власть закона и Моисеева служения, так как она часть закона Синайского (Исх.20:8, 11), «а утверждающиеся на законе находятся под клятвою» (Гал.3:10).

Вопрос: Праздновал ли Христос субботу?

Ответ: Да, настолько, насколько Его обязывал к тому закон Моисея, так как Он жил под законом и «подчинился закону», доколе не искупил «подзаконных» (Гал.4:4).

Вопрос: Если Христос соблюдал субботу закона, то не обязаны ли исполнять ее и последователи Его?

Ответ: Нет, потому что Христос — мир наш, соделавший из обоих (иудея и язычника) одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (между иудеями и язычниками). Господь наш упразднил вражду плотию Своей (на кресте, а закон (Синайский) заповедей (написанных на двух каменных скрижалях) учением, дабы из двух (иудея и язычника) создать в Себе самом одного нового человека (Церковь Христову), устрояя мир (с Богом) (Еф.2:14-15).

Вопрос: Есть ли у нового человека что-нибудь общее с законом?

Ответ: Нет. Зная, что закон положен не для праведников (1Тим.1:9), и еще «потому, что конец закона Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). «Верующие этому и не ищущему оправдания в делах закона, вменяется вера в праведность» (Рим.4:5).