Вторая фаза: Детство (Нормировка)

Дети печально известны за попытки проверить, как много сойдет им с рук. Хотя взрослые в группе уже не дети, но та же самая проверка имеет место в детской фазе развития группы. Участники группы узнают что можно и что нельзя, как себя вести и как себя вести не стоит, что разрешено и чего именно от них ждут.  Мы называем этот процесс познания границ нормировкой. У каждой группы есть свои нормы, правила, вне зависимости от того, обсуждают их или нет.

Дети или группы могут быть предоставлены самим себе и расти, как трава. Однако вы, как хороший родитель, должны постараться спланировать процесс нормировки и следить за ним. Это означает выделить часть времени на обсуждение и практику общепринятых правил группы – стандартов, которыми она будет руководствоваться.

В детстве зарождаются первые грани будущей индивидуальности группы. Следуя принятым нормам, участники впервые начинают осознавать себя целым. Индивидуализм уступает место осознанию себя частью группы и ее хорошему самочувствию. Личное местоимение я все чаще заменяется на мы. В разговоре о группе начинают называть ее наша группа, а еще позже – моя группа.

Неизбежно некоторое количество “плохой погоды”. Установление норм может быть трудным, или, по крайней мере, приводящим в замешательство процессом. Более сильные участники группы могут настаивать на своем и провоцировать возмущение среди других. В этот момент решается вопрос о контроле над группой. Но если вы руководите правильно, то эти же люди могут изменить свою точку зрения, принять нормы и стать глубоко лояльными участниками группы.

Отличным средством, которое поможет вашей группе пройти через стадию детства и перейти в зрелость, является договор. Как и говорит его название, договор – это соглашение между участниками группы, обязательство поддерживать определенный стандарты и ожидания. Проще говоря, договор – это определение стандартов группы. Я предпочитаю, чтобы он был письменным, но возможно и устное соглашение.

На следующих страницах вы найдете копию договора, используемого моей группой. Первоначально он был предложен мной как пробный проект. Участники группы могли добавить пункт или убрать его по своему желанию. Мы провели две встречи, обсуждая каждый пункт, его значение и то, как он повлияет на нас по отдельности и на всех вместе. После того, как мы пришли к принятию договора и поняли, что он не будет оружием, используемым против кого-либо, каждый подписал свою копию и оставил ее для последующего личного рассмотрения. Есть что-то значительное в подписании документа, которое навеки запечатлевает его в наших сердцах и душах.

Прежде, чем мы продолжим, вот список основных проблем руководства второй стадией:

·         Уточнить, что участники группы от нее ожидают

·         Помочь участникам группы сплотиться

·         Обсудить нормы группы

·         Подтвердить личный вклад

·         Помочь в разрешении начинающихся конфликтов

·         Создать групповой договор (или его письменный вариант)

·         Решить, каким будет формат служения группы