Дискуссия

Дискуссия – это тот клей, который удерживает вместе большиство групп. Это основной способ поделиться идеями, мнениями и чувствами. Она помогает принять всей группой решение и способствует становлению отношений. Следовательно, руководителю малой группы жизненно необходимо уметь вести дискуссии.

Проводя дискуссию, вы играете сразу несколько ролей. Четыре из них описаны Стюартом и Фишвиком в книге Разговор о группе(Group Talk, 1986). В роли катализатора вы заставляете людей думать самостоятельно, а потом взаимодействовать друг с другом. В роли проводника (я предпочитаю словосочетание дающий возможность), вы удерживаете разговор в нужном русле и способствуете участию в нем. В роли разъяснителя ваша задача объяснить вопросы и комментарии так, чтобы каждый имел максимальную возможность понять и применить то, что было сказано. И, как поддержка, вы воодушевляете других, находя ценность в каждом человеке и его вкладе.

С другой стороны, вот список типов поведения, которые нужно избегать. Не становитесь человеком-ответом, отвечая на все заданные вопросы. Избегайте служить последним словом, наиболее авторитетным мнением по данному вопросу. Сдерживайте в себе монополиста, человека, который говорит гораздо больше всех остальных.

Ваш основной инструмент в планировании и ведении хорошего разговора – вопросы. Эффективные вопросы поддерживают дискуссию, помогают проникнуть вглубь темы или отрывка из Библии и использовать их в жизни группы в целом и в жизни каждого участника.

Придумывать и задавать хорошие вопросы – целое искусство. Вопросы должны быть ясными, уместными и вдохновляющими. Если никто не понимает, чего именно вы хотите, то вопрос неясный и требует уточнения. Вопрос уместен, если он соответствует теме разговора и нуждается в ответе. Типичная реакция на невдохновляющий вопрос: “Ну и что?” или широкий зевок.

Обсуждению могут служить три разных типа вопросов. Я видел как минимум шесть названий для них, но все они отражают одно и то же:

·         Начальные вопросы

·         Вопросы на понимание

·         Вопросы по применению

Начальные вопросы

Задача начальных вопросов – разжечь дискуссию. Они ставят дилемму, спрашивают мнение или служат для поиска информации. Все участники группы должны быть способны ответить. При изучении Библии начальные вопросы часто принимают форму поиска информации. Они приглашают участников обсудить ответы на “кто”, “что”, “когда” и “где” отрывка. Ответ на такой вопрос должен быть очевидным, общеизвестным, находиться в тексте или следовать из личного опыта отвечающего. Вот несколько примеров:

·         Почему люди отрицают существование Бога?

·         Какие семь причин перечислены в отрывке?

·         Как автор описывает ситуацию?

Вопросы на понимание

Называемые некоторыми авторами иследовательскими или открывающими вопросами, вопросы на понимание служат для того, чтобы выяснить основные понятия изучаемого отрывка, обсуждаемой темы или рассматриваемых фактов. При изучении Библии они помогают участникам понять значение, вкладываемое автором в слова. (Небольшое предупреждение: избегайте спрашивать по кругу у всех присутствующих: «Что это значит?» Это и другие подобные методы только “усилят невежество” и подорвут возможность правильного истолкования.) Во время  общих дискуссий вопросы на понимание помогают группе продвинуться дальше поверхностного обсуждения темы и способствуют более глубокому пониманию предмета обсуждения. Вот немного примеров:

·         Что имеет в виду Павел в 12 стихе 2-ой главы Послания к Филиппийцам, говоря: “Совершайте свое спасение со страхом и трепетом”?

·         Почему христианин должен молиться?

·         Что вы имели в виду, когда сказали, что вам все равно, что случилось?

Вопросы по применению

Вопросы по применению помогают участникам группы подумать о приложении фактов к своим личным жизням, индивидуально и совместно. Важна идея совместного применения. Часто мы ограничиваем приложения своей личной жизнью. Но, так как мы являемся членами тела Христова, нужно искать с помощью вопросов по применению и подходящие приложения к совместной деятельности группы. Это означает, что необходимы подумать над двумя вопросами: “Как я должен (должна) отреагировать?” и “Как мы должны отреагировать?” Вот примеры вопросов по применению:

·         Что мы, как группа, можем сделать на этой неделе, чтобы продемонстрировать любовь Бога?

·         Каким способом вы можете улучшить свою молитвенную жизнь?

·         Как вы можете стать любящим человеком, даже если вам совсем не хочется любить других?

Таким образом, мы определили, что вопросы должны быть ясными, уместными и вдохновляющими. Мы также выяснили, что вопросы бывают трех типов: начальные, вопросы на понимание и вопросы по применению. Положительные критерии определены. Вот несколько отрицательных “технических” ошибок, которые нужно избегать при формулировке вопросов.

Ошибки, которые нужно избегать

Во-первых, избегайте вопросов, на которые можно ответить “да” или “нет”. Если логичный ответ на ваш вопрос – просто “да” или “нет”, не остается возможностей для дискуссии. Такой тип ошибки характерен для начинающего руководителя.

Во-вторых, избегайте длинных, многословных вопросов. Лучше всего действуют короткие, лаконичные вопросы. Требуется меньше умственных усилий чтобы запомнить их и потом ответить.

В-третьих, избегайте двойных отрицаний. Не правда ли, было бы правильней не писать вопросы, в которых используются непонятные слова? Вы поняли, что я имею в виду?

В-четвертых, избегайте ставить вопрос внутри вопроса. Составные вопросы нужно разбивать на простые, одиночные части.  Например, три различных вопроса звучат лучше, чем “какую из характеристик плодов Духа христианам труднее всего выразить, почему у них возникают трудности и как можно избавиться от страха выражения этого плода Духа?”

В-пятых, избегайте вопросов типа “или-или”.  Задавая такой вопрос, вы суживаете ответ до выбора из двух вариантов. Участникам группы приходится говорить то, что они не сказали бы или то, что они не хотели бы объяснять. Хороший пример такой ошибки можно увидеть в вопросе: “Почему христианин должен быть или баптистом или пресвитерианцем?”

Запомнили? Давайте немного развлечемся и узнаем, сколько вы запомнили. Ответьте на предложенный тест, чтобы проверить свое умение составлять эффективные вопросы.  Когда вы закончите, на последней странице главы вы найдете возможные варианты ответа, по которым можно проверить свои знания.

Тест “Хорошие вопросы”

Инструкция: Каждый из последующих шести вопросов, основаннных на отрывке послания Иакова, 1:2-4, нарушает один или несколько принципов хороших вопросов. Используйте следующие шаги, чтобы оценить каждый из вопросов: во-первых, определите, начальный он, по применению или на понимание. Во-вторых,  решите, ясный ли он, уместный ли или вдохновляющий. И в-третьих, определите все промахи, которые сможете найти. (можете пересмотреть предыдущие страницы.)

1.        Какими способами мы можем “принимать все с великою радостью”, впадая в искушения, и как можно искушениям сопротивляться?

2.        Почему нельзя определять сопротивляемость как долгое пребывание в страданиях или толстокожесть?

3.        Содержатся ли в рассматриваемом отрывке семь ключевых слов?

4.        Так как выразительное послание Иакова потрясающе передает законченное описание нашей виновности в том, что мы не ищем подходящего ментального состояния испытывая страдания, какие превратности относятся к пониманию понятия различные в описании страданий, данным автором?

5.        Когда вы не можете не понять, что вы скорее всего не заплачете, столкнувшись со страданием?

6.        Сегодня, для начала, мне хотелось бы узнать, хотите ли вы ни в чем не нуждаться и почему люди, по-видимому, игнорируют неприятности в своей жизни или сдаются под их натиском, и почему мы можем считать радостью столкновение с этими неприятностями?

Полезные советы по ведению дискуссий

Планируйте заранее. Запишите вопросы перед дискуссией. Избегайте тенденции задавать спонтанные вопросы.  Слишком часто экспромтам не хватает ясности и направленности.

Обратите внимание на свою задачу. Когда вы ведете дискуссию, сконцентрируйтесь на своей задаче: ведении дискуссии. Легко втянуться в разговор и забыть о своих руководящих обязанностях.

Начинайте медленно. Не начинайте со “страшных” вопросов, затрагивающих личности. Далее постепенно переходите к личным вопросам. Частая ошибка новых руководителей – сразу, с наскока, задавать вопросы, которые кажутся участникам группы угрожающими.

Не боритесь с молчанием. Не волнуйтесь, если никто не отвечает на ваш вопрос сразу. Дайте участникам группы время подумать. Но если у всех на лице недоуменное выражение, вам придется сформулировать вопрос заново или объяснить, что именно вы имели в виду.

Будьте тактичны. Участники вашей группы будут разными. Не все чувствуют себя комфортно, когда нужно выразить свое мнение в группе (примером может служить моя жена).  Если принуждать такого человека присоединяться к дискуссии, то это будет иметь обратный эффект.

Стремитесь помочь. Например, вы можете помочь слишком разговорчивому человеку сдерживать его порывы. Обычно это означает разговор с человеком вне встреч группы.

Не привлекайте к людям излишнего внимания. Не обращайтесь к людям по имени на ранних стадиях развития группы (если только вы не знакомы со всеми участниками). Равномерное участие не означает, что людей нужно принуждать говорить.