ДРУГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ И СХИЗМЫ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ДРУГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ И СХИЗМЫ

Кроме гностицизма, заблуждения первых веков были связаны с иудейством и представлениями о Троице.

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ имели два направления своих воззрений, однако общим являлось то, что, будучи христианами, они одновременно опирались на закон Моисея.

Первое направление — Назаряне— требовали точного исполнения Моисеева закона и талмудических традиций только от христиан-иудеев, но не от язычников. По сути это не было лжеучением, а являлось только определенной фазой в развитии христианства, хотя и затянувшейся по сравнению с развитием других общин и Церковью в целом.

Второе направление — Евиониты (от евр. «бедный», хотя некоторые (Тертуллиан) считают, что название произошло от имени основателя — Евиона). Превознося закон Моисеев, они отрицали учение Ап.Павла; Христа считали просто человеком, который был избран Богом в качестве Мессии за то, что единственный из людей исполнил закон.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ТРОИЦЕ начались в конце II в. no P.X. Они возникли из попыток на уровне разума (богословски) примирить единство Бога и его троичность. В связи с этим существовали две формы ереси, которые назывались одним словом: МОНАРХИАНЕ.

ЕВИОНИТСКИЕ МОНАРХИАНЕ отрицали божественность второго и третьего лица Троицы. Один из основателей этого направления — Федор из Византии, кожевник, отрекшийся от Христа в конце II в. по P.X., объяснял, что он отрекся не от Бога, а только от человека. Знаменитым последователем, близко стоящим к этому направлению, в III в. по P.X. был Павел Самосатский.

Противоположные евионитским, МОДАЛИСТИЧЕСКИЕ МОНАРХИАНЕ — учили, что, по сути, никакого различия в лицах Божества не существует. Отец, Сын и Дух Святой — это три проявления, исходящие из одной Монады и опять поглощенные ею после исполнения ими своего дела. Первым известным представителем этого учения был Поэт из Смирны.

МОНТАНИЗМ представляет собой ряд разномыслии и практических уклонении по второстепенным вопросам, приведших к расколу и отделению ряда общин.

Монтанизм произошел во второй половине II в. по P.X. от учения Монтана — бывшего языческого жреца Кибеллы, евнуха, обратившегося в христианство. Он начал пророчествовать о грядущем суде, о близком пришествии Иисуса Христа, хотя наделял это пришествие очень земными подробностями. Например, он учил, что тысячелетнее царство должно исходить из фригийских городов Пепузы и Тимии.

Строгая аскетичная жизнь должна была служить подготовкой для осуществления на земле этого царства: запрещался второй брак, всякая ученость, вводились строгие посты почти во все дни недели, считалось недозволенным уклонение от гонений. Девушки и женщины должны были покрывать головы. Вскоре пророческий дар проявился и у других верующих. Особенно выделились две женщины: Пискилла (Приска) и Максимилла. Последняя предсказывала, что после ее смерти наступит кончина мира.

Последователи Монтана называли себя духовными (пневматиками). В некоторых местах их отлучали от Церкви, в других — принимали благосклонно. Самым видным представителем монтанизма стал открыто перешедший на его сторону Тертуллиан, а также знаменитые мученицы Перпетуя и Фелицитата.

СХИЗМЫ НОВАЦИЯ, ФЕЛИЦИССИМА, МЕЛЕТИЯ. Главной причиной разделения общин в первые три века было различное отношение к отпавшим.

Большинство общин принимало в церковное общение отлученных за так называемые «смертные» грехи (прелюбодеяния, блуд, идолопоклонство и убийство) после покаяния, хотя иногда предписывалось известное наказание.

Отрекшиеся от Христа во время гонений (а, следовательно, участвующие в идолопоклонстве) часто вновь каялись и просили вернуть их в Церковь. Так случилось и в Риме в середине II в. по P.X., где после 14-месячного отсутствия избирался епископ. Большинство общин высказались за пресвитера Корнелия, который обещал мир падшим. Против Корнелия выступила часть общины во главе с пресвитером Новацией, который сам хотел занять епископскую кафедру. Новаций выступал за церковь, состоящую из кафаров (т.е. чистых). Поэтому они отделились и стали принимать приходящих к ним через перекрещивание. Позже это движение получило название новациане и существовало до VII в. по P.X..

Аналогичный раскол произошел в Карфагенской церкви, где против епископа Киприана выступили пресвитер Новат и диакон Филициссима, который и возглавил отделившихся. Подобная схизма возникла в Египте. Ее зачинщиком был епископ Мелетий. Раскол в Египте просуществовал до V в. (хотя причины этого раскола достоверно неизвестны).