Духовный человек

духовный человекКаждого из нас волнует вопрос: «Духовны ли мы?» Этот вопрос мы задаем себе перед хлебопреломлением. Когда совершили не совсем хороший поступок, мы опять спрашиваем себя – а духовный ли я человек? Чувствуя особое наполнение Духом Святым, стоя в присутствии Божьем мы опять спрашиваем себя – духовный ли я?  Или с другой стороны человек говорит себе – я духовный! Я могу быть спокоен за свое положение во Христе. Прав ли он? С одной стороны можно сказать, что это гордость, но с другой стороны – это наше положение как верующих людей, как детей Божьих. Обращаясь к церкви в Ефесе Павел говорил – Если кто из вас впадет в какое согрешение, вы духовные исправляйте такого. Итак, мы – духовные. Но, мы духовные?


Давайте посмотрим, что Библия говорит нам об этом. Давайте откроем 1-е Кор. Церковь в Коринфе была своеобразной церковью. В большинстве своем она состояла из язычников, что означало отсутствие какого-либо духовного наследия или воспитания, которое определяло бы их менталитет, образ жизни, ну и, наверное, их духовность. И наверное, как никого другого их волновал вопрос их духовности. Будучи христианами, членами церкви они считали себя духовными. Так ли это было?
1-е Кор. 1:1-7 Мы видим, что они святые, не имеющие недостатка ни  в каком даре. Прекрасно, значит они духовные, но что это? Павел продолжает…1-е Кор. 1:10-12 Святые и споры? Кто лидер? Под чьим они покровительством? Духовные они или нет? Они думают, что да. Даже приводят доказательства: я – Павла, который был лично послан Христом.
Нет, я более духовный – я Аполлосов, который имеет дар учителя. Нет, я более всех вас духовен – я непосредственно Христов, мне вообще никакого другого пастора в жизни не надо, я принадлежу напрямую к церкви Христа, минуя все эти руководимые людьми поместные церкви. Я думаю, что Павел пришел в ужас, услышав о такой духовности. И он немедленно пишет им это послание, назвав их, тем не менее, святыми, что указывало на их веру в Христа и принадлежность к церкви.
И как отец, видя их желание быть духовными, но превратно понимающими это, он объясняет им то, кто же такой духовный человек.

1. Духовный исполнен Духом Святым . Мы не всегда во всей полноте оцениваем важность быть исполненными Духом Святым и не ревнуем об этом, просто потому,  что иногда мы слышим только слова «исполнение Духом», но не понимаем, как это действует. Для многих это просто особо эмоциональное поведение человека. Есть прекрасный пример в Библии, описывающий действие помазания, видимым символом которого в ВЗ был елей.  Исход 30:22-32.
Смирна самоточная – лекарство и курение – утешение, Корица и благовонный тростник – аромат христова благоухание во всех ситуациях Кассия – слабительное – очищение   Оливковое масло – пища и огонь – духовное питание и ревность
2. Имеет мудрость от Бога, сопровождаемую действием силы Божьей. Эта мудрость не понятна миру, а зачастую противоречит философии и понятиям мудрости этого мира. Поэтому Павел подчеркивает: 2:6-8 и 14-16. Духовный человек мудр, потому что он имеет ум Христов, он имеет близкое общение с Ним, зависим он Него. Вот почему духовный человек может судить обо всем. Он имеет правильный взгляд на все, у него открыты духовные глаза (вспомните случай с Елисеем и его слугой, когда войско окружило ту гору, но которой они жили).
3. Духовный человек не судит прежде времени. Имея возможность судить правильно, тем не
менее не спешит выносить суждение. Павел говорит о том, что всему есть свое время и это время приходит тогда, когда, общаясь с человеком, Бог открывает ему истинную суть ситуации 4:5
4. Духовный человек не спорит о своих лидерах. Он исполняет принцип: младшие, повинуйтесь старшим. И с уважением относится к тому старшему, в чью церковь его поместил Господь. Он не ищет особых духовных покровителей, понимая, что Бог ставит людей, давая им различное служение. Он ищет ГОСПОДА, а не человека!!! 3:5-9
5. Духовный человек служит Богу (служение Богу выражается через служение в церкви). 4:1
6. Духовный человек проявляет верность в своем служении 4:2. Он служит с отдачей, с усердием.

7. Духовный человек не мудрствует сверх того, что написано. 4:6 Это подразумевает следование в первую очередь Библейским принципам жизни, а не традициям людей, различным философским взглядам или же поиску дополнительных откровений или какого-то тайного знания, сокрытого от остальных членов церкви. Должно быть правильное духовное питание.
8. Духовный человек не превозносится в своем служении 4:6-8 Он не горд, и не преувеличивает того, что есть. У него правильное исповедание и трезвый взгляд на ситуацию и свое положение. В Рим. 12:3 Павел пишет: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». И далее он продолжает (12:6): «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». В Ефес. 4:7 он продолжает: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Слово «мера» подразумевает не только какое-то количество, но и ограничение, придел. Другими словами мы ограничены в служении тем даром, который нам дал Христос. И если человек пытается выйти за него, то он может потерпеть урон. Если я получил благодать быть пастором, то, становясь пророком по своему желанию, я нарушаю границу! Это вовсе не подразумевает, что мы не можем ревновать о дарах духовных или служении. Если Бог дает – действуй! Но существует опасность пытаться стать тем, кем Бог не ставит. То, что существует необходимость в этом служении, и мы хотим ее восполнить, еще не означает, что Бог дает нам благодать на это служение. Духовный человек понимает это!
Многие люди разбились в вере или оказались в проблеме из-за людей, которые несли не свое служение или думали о себе сверх того, что должны и поступали исходя из этого.
9. Духовный человек хранит себя в чистоте, следуя принципу: святой да освящается еще. 5:1-2 (коринфяне считали себя духовными, но у них были такие грехи, что даже язычники так не поступали, а они  гордились собой) Он чист в своих семейных отношениях. Он разумно и праведно пользуется тем, что есть в этом мире. Есть то, что нейтрально по отношению ко греху. И Павел советует проявлять благоразумие, чтобы ничто не владело нами, и чтобы мы не делали того, что можно, но не полезно.
10. Духовный человек радуется жизни, он не ропотник. Гл.10 Одна из проблем нынешнего тысячелетия – ропот. Духовный человек стоит выше этого. Данное утверждение вовсе не означает отсутствия проблем в его жизни, но отношение к ним и реакция другие. Ропот – это не только обвинение кого-то или что-то в своих неудачах или проблемах, это и недовольство, обида, сетование на судьбу, тихое ворчание. Ропот закрывает возможность общения с Богом, ропот порабощает человека, изматывая его не только духовно, но и физически, разрушая нервную систему и нанося ущерб здоровью. Ропот разрушает наши взаимоотношения с людьми. И что самое опасное – человек привыкает к подобному состоянию (претензии к Моисею по поводу его жены). Павел говорит, что великое приобретение быть благочестивым и всем довольным!
11. Духовный человек стремится иметь любовь к ближним (достигает любви). Гл. 13, 14:1
12. Духовный человек постоянно испытывает себя, в вере ли он. Он не безразличен к своему духовному состоянию. Он осознает себя частью тела Христова. 11:28 И это происходит не только перед или во время участия в хлебопреломлении, но постоянно.

Итак, пусть Бог поможет каждому из нас оценить себя, духовные ли мы. Но помните еще одну опасность, которая может подстерегать нас. Человек может начать ставить свое спасение в зависимость от своих дел. Наши дела важны, но мы не спасаемся ими. Спасение мы получили даром, по благодати Божьей. И здесь нужно четко видеть последовательность. Хотя коринфяне были не настолько духовными, Павел обращается к ним, как к святым.  Потому что наша святость во Христе, а не в наших делах. Но наше пребывание в нем производит результат, плод Духа. Наши поступки являются индикатором нашего пребывания в Нем. Поэтому, оценив признаки духовного человека, и видя, что у нас не все с этим в порядке, мы должны тут же начать искать Христа, и это будет первым признаком духовного человека.

Пусть Бог поможет каждому из вас с уверенностью сказать, что я  – духовный человек. И это будет не гордость, а просто констатация факта того, что мы истинные христиане!

Сергей Поднюк, Ректор Теологического института ХВЕ, Минск