Библейские примеры нервных срывов

Хотя многие христиане считают, что дети Божьи, никогда не должны страдать от подобных неустройств, как нервное истощение или духовный срыв, я все же уверен, существует достаточно свидетельств в Библии, подтверждающих, что некоторые из наиболее благословенных служителей Божьих, переживали подобные испытания. История церкви указывает также на тот факт, что некоторые из самых известных лидеров церкви, страдали от различных форм этого недуга.

БЫЛ ЛИ МОИСЕЙ НА ГРАНИ СРЫВА?

Моисей  является,   возможно,  одним  из  самых ярких примеров  человека,   который стремительно приближался к духовному срыву, в ситуации, когда тесть убедил его поделиться своей ответственностью с другими (Исх. 18:13-27). I Иофор отметил несколько существенных моментов, относительно своего зятя. ст. 13. Моисей трудился слишком много времени — с утра до вечера. Он обладал огромной ответственностью в разрешении человеческих проблем, ст. 14. Он нес бремя ответственности в одиночку, ст. 15. Он стремился решить все проблемы людей, ст. 16 Моисей взвалил на себя слишком трудное задание, ст. 17. Невозможно было удовлетворить все потребности людей. Иофор посоветовал Моисею назначить подходящих лидеров и наделить их ответственностью. После этого случая мы более не находим, чтобы Моисей был переутомлен, и можем предположить, что новый распорядок сберег его от полного физического истощения.

ИЛИЯ ТАКЖЕ ИСПЫТАЛ СРЫВ

3 Царств. 19:1-8. В 3 Царств. 18 Илия был вовлечен в несколько напряженных духовных сражений, которые привели его к полному истощению, как духовному, умственному так и эмоциональному.

ст.20-40. Он противостоял и победил 450 пророков. Ст.41-45. Он вымолил дождь, который завершил длительную засуху, ст.46. Он бежал впереди колесницы в течении 15 миль. Хотя «и была на Илии рука Господня», все же по прибытии к Иезавели он был уже истощен.

Иаков отмечал, что «Илия был человек подобен нам» (Иаков 5:18). Духовное противостояние лжепророкам ослабили его. Когда Иезавель пригрозила ему, то он убежал, опасаясь за свою жизнь.

В главе 19, мы можем отметить несколько классических примеров духовного и эмоционального срыва.

а: Стремление убежать от давления и ответственности

ст.4. «А сам отошел в пустыню на день пути и пришедши сел под можжевеловым кустом». Желание отлучиться от мира и его проблем, удаление от всего является распространенным симптомом стресса, духовного или физического истощения. Поэтому тенденция к уединению, зачастую приводит к фатальному состоянию и ощущению полного разочарования  и безысходности.   Вся  беда   в  том,   что  вы  стремитесь  избежать ответственности,   и обнаруживаете себя в пустыне.

Я лично знал некоторых людей, которые в подобном состоянии отказывались покидать свои постели; находясь там в течении нескольких недель. Они отказывались идти на работу или выполнять какую-либо работу. Они сутками пребывали в постели, боясь потерять безопасность и спокойствие, которое они обрели там. Иногда они могут скрутиться . калачиком, как будто намерены возвратиться под покров и защиту материнского чрева, пытаясь вернуться к тому времени в их жизни, когда не было ни стрессов, ни какой либо ответственности.

б: удаление от людей

ст.З. «И оставил отрока своего там». Здесь мы видим классический пример проявления тенденции к изоляции от людей и желании пребывать в одиночестве. Жертва подобного состояния зачастую не может даже переносить присутствия дорогих и любимых людей, хотя они и стремятся понять и ободрить его.

Он не в состоянии находиться в присутствии близких и доверительных друзей, и даже тех, кто дорог ему. Находиться в окружении людей невыносимо для него и зачастую обнаруживается, что он не может даже войти в комнату, где находится кто-либо. Он не может отважиться на прогулку по улице или в другом общественном месте. Его преследует боязнь посещения магазина или кафетерия, где придется общаться с людьми.

в: Деморализован и безразличен

ст.З. «Он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию». Человек, который в одиночку одолел 450 пророков Ваала, теперь убегает от женщины, которая угрожает ему. Что же произошло с ним? Он истощил свои моральные силы. Внутренняя сила, крепость и дерзновение покинули его. Тот, кто с достоинством принял призыв и поверг стольких лжепророков, теперь не обладает смелостью, чтобы противостоять одной женщине.

г: Полная потеря самоуважения

ст.4б. «Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». Жертвы подобных срывов страдают полной утратой самоуважения и уверенности. Твердость характера и чувство достоинства находятся на грани разрушения. Принципы и представления человека становятся полностью негативными. Он больше не видит ничего достойного уважения в себе и своих способностях. Негативная самооценка настолько сильная что кажется нет никакого смысла в существовании. Он убежден, что его жизнь больше не представляет никакой цены, и поэтому он умоляет Бога, «Господь, возьми мою душу».

д: Переживание глубокой, хронической депрессии

Его отношение, физическое состояние, слова и выражения, все говорит о том, что человек находится в глубокой депрессии. Его внешнее отношение полностью негативное. У него нет ничего оптимистического в речи. Никакой надежды на будущее. Его настроение мрачное, без никакой надежды на облегчение. Депрессия, пожалуй, является самым распространенным и устрашающим симптомом духовного и физического срыва.

е: Патетическое желание смерти

ст.4. «… и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи: возьми душу мою». Многие христиане сталкиваются с трудностями в понимании, каким же образом этот великий пророк, духовный гигант огромной силы, мог желать себе смерти. Они наверное никогда не испытывали ту глубину отчаяния, через которую прошел Илия. Они никогда не знали мрак депрессии, который настолько воздействует на человека, что смерть ему кажется предпочтительней в сравнении с его существованием. «Желание смерти» появляется тогда, когда перспектива смерти, кажется более желанной, чем жизнь. Это вполне может быть тем, о чем говорил Давид в Пс.23:4, когда он говорил о «долине смертной тени».

по двум причинам.

* Чтобы вы могли избежать любой возможности оказаться жертвой подобного состояния.

* Чтобы вы с пониманием относились к тем, кто испытывает подобные трудности.

ж: Конечное восстановление

Благодарение Богу, что это история не заканчивается на его желании смерти. Бог проявил Себя в этом случае, принеся избавление и освобождение. Пожалуйста, отметьте, что Божий рецепт восстановления включал в себя крепкий сон и хорошее питание. Два полностью природных лекарства — 3 Царств 9:6. Довольно часто наилучшим и самым простым лекарством являются обычные, природные способы восстановления.

БЫЛ ЛИ ДАВИД ЕЩЕ ОДНОЙ ЖЕРТВОЙ?

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Пс.41:12) Мы сможем понять большинство из драматических описаний Давида, если осознаем, что он, возможно, испытал несколько эмоциональных травм, духовных истощений, и последующих состояний депрессии, которые являются классическими симптомами духовных и физических срывов.

В печально известном случае с Вирсавией, он, возможно, страдал от умственного и физического истощения. (2 Царст. 11:1-13). Это было «временем, когда цари выходили на сражения», и все же Давид, великий воин, остался дома, возможно, изнуренный многочисленными сражениями. Он был также в средних летах, и, очевидно, испытывал один из духовных кризисов этого периода жизни.

Он также страдал бессонницей, нарушением режима сна, что также является распространенным симптомом духовного срыва.

Конечно, все это отнюдь не является извинениям тому, что произошло с ним, однако может послужить предупреждением для других, отмечая характерные признаки этого явления.

СУМЕРКИ ДУШИ

Символизм и переживания, которые отображены в Пс.22 можно легче воспринимать, когда мы осознаем, что это был тот период жизни Давида, когда он испытал подобный срыв. Некоторые места из этого псалма имеют смысл лишь тогда, когда мы читаем их, постоянно помня о том состоянии, в котором находился Давид. Иначе это можно воспринять лишь как преувеличение.

В то время, как этот псалом, вполне очевидно, является пророческим в отношении к Мессии, мы должны также понимать, что прежде всего это описания того, через что прошел Давид. В этом он стал прототипом Мессии, в его самые мрачные часы страданий. В этом псалме существует множество драматичных и пугающих стихов, но ни один из них не может сравниться по силе своего воздействия, как начало этого псалма, «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:1).

Вполне естественно предположить, что в этом стихе говорится о переживаниях как Давида, так и Иисуса. Они прошли через такое время мрака, угнетенности и разочарования, что казалось Бог оставил их в минуты самых ужасных страданий. Насколько же глубоки, мрачны долины умственного и эмоционального истощения, что жертва подобного состояния больше не ощущает Божьего присутствия с ним.

Многие мужи Божьи прошли через подобные испытания. Духовные гиганты, подобно Августину, Мартину Лютеру и многие другие испытали «душевные сумерки». Это состояние подобно долине, через которую многие прошли, чтобы достичь большей зрелости. Возможно, это и была «долина смертной тени», о которой упоминал Давид. (Пс.23).

Может быть, об этом переживании говорил Давид, когда отмечал, «Вечером водворяется плач, а на утро радость». Это место Писания, и та истина, которая в ней отражена, может послужить мощным источником вдохновения для тех, кто проходит через подобные испытания. Осознание того, что этот мрак не будет преследовать все время, в конечном итоге будет способствовать рассвету нового и величественного дня.

НОВОЗАВЕТНЫЙ ПРИМЕР

Кто-то может отметить, что «все это относится к тому, что происходило в Ветхом Завете. Если бы они обладали опытом новозаветных взаимоотношений, то они никогда бы не страдали от этого». Давайте рассмотрим вкратце историю Епафродита, которая отмечена в Новом Завете. (Фил.2:25-30).

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕМ.

а: Он был близким другом Павла. «Мой брат», отмечает Павел.

б: Он был его сотрудником. «Сотрудник».

в: Сподвижник, — испытанным воином в духовном противоборстве.

г: Он был помощником Павла в его миссионерском служении.

д: Христианский лидер, обладающий определенным опытом, зрелостью и положением.

СУЩНОСТЬ ЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

а: Он перетрудился, — «За дело Христово» ст.30

б: Другие причины не упоминаются

в: Он был болен, почти при смерти, (ст.27). «Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне». (ст.30)

Обычная физическая работа может привести вас к усталости, но вряд ли сможет привести вас к тому состоянию, когда вы будете находиться при смерти. Однако, стресс, беспокойство, озабоченность ответственностью и стремление выполнить работу за нескольких человек, вполне способно привести вас к подобному состоянию. По всей видимости, Епафродит стремился работать за семерых, «дабы восполнить недостаток услуг Павлу».

ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ

ст.27 «Но Бог помиловал его», и не только его, но и Павла. Епафродит вновь смог приступить к служению делу Божьему. Филлипийцы в свою очередь стали более ответственными и начали помогать Павлу, как они   и  должны  были   поступать   прежде,  посылая свои пожертвования через Павла. Одним из положительных результатов этой трагедии было то, что намного большее число людей стало принимать участие в служении. Зачастую это является прямым следствием случившегося.