Ессеи

а) Существовала третья группа людей, которые учили, что все нужно отдать на волю Бога. Они верили в бессмертие души и считали, что наивысшей целью человеческого существования является стремление к справедливости (Иосиф Флавий 1994: 293). Поражает их аскетический образ жизни.

Они были немногочисленны, но у них был “общий котел”, который делился на всех поровну. Они не имели ни жен, ни рабов. По их мнению женщины ведут к несправедливости, а рабы- к недоразумениям. Они жили сами по себе, служа друг другу (там же).

б) Рассматривая учение о человеке в иудейской литературе ессейско- кумранского круга. Вопрос “предопределения” для ессеев стоял серьезно, Как определить , что человек избран Богом? Это можно видеть, если человек уходит от мирских дел, отричение от частной собственности, нищета, бесславие, униженность (Тантлевский. 2000: 55). Тантлевский предполагает, что в кумранской общине существовал дуализм и они верили, что идет борьба Света и Тьмы и дух человека как бы раздвоен на две части, несколько “долей” выступают на стороне света, а другие из них на стороне Тьмы. Но у дуализма есть “конец” — время, когда исчезнет нечестие и глупость и воцарится праведность и справедливость. Тогда люди лишаться свободы выбора, однако подчинив свою волю Божией Воле, они получат “вечную Радость” в Царстве Небесном. По приговору эсхатологического Суда, неправедные будут подвергнуты “временному” (до полного уничтожения) или “вечного” наказание ( в подземном царстве – Шеол) (там же:  56-57). Что такое нечестие и недостойное поведение? Ответ на этот вопрос мы можем найти в книге Еноха (1Енох 8:3- 9:3, 6-8) : волшебство, наведение чар, колдовство и т.д.. (там же. стр. 114). Из книги Еноха явственно следует, что автор этого творения верил в единое целое, можно предположить, что для кумранитов слово “дух” может нести значение человек: “Уничтожь все духи незаконнорожденных и сынов стражей, потому что они стали причиной того, что люди начали поступать нечестиво” (1Енох 10:15). В книге Еноха утверждается, что ”…Поэтому те души, которые претерпели мучения здесь (место нахождения душ умерших), уже не будут более мучимы в День Суда вне этого места , и их не будут перемещать отсюда.” (1Енох 22:13). Из этого отрывка можно сделать вывод, что автор этого послания верил, что нельзя выйти из Шеол и человек попавший туда будет вечно там находиться. (там же) Автор описывает свое “путешествие” в царство мертвых, это место представлено им в виде ям, “которые служат в качестве тюрьмы…” (1Енох 22:3). В этих ямах пребывают мертвые ожидая Великий Суд. Автор увидел там дух Авеля, который обвинял, жаловался и и вопиял к небесам (1Енож 22:5-7). Не совсем понятно, какого рода была жалоба .