Этика декалога

Декалог — это краеугольный камень израильско-иудейской этики. Но он имеет непреходящее универсальное значение как и общечеловеческий этический эталон. Первые четыре заповеди декалога определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть заповедей определяют обязанности в отношении ближнего и самого себя. Рассмотрим смысл моральных принципов, воплощенных в каждой заповеди.


«Да не будет у тебя других богов пред лицея Моим» (Иcx.20.3) — первая заповедь подтверждает абсолютную суверенность Бога. Этими словами Бог повелевает познавать Его и почитать Его всем сердцем и душою нашей, и, кроме Него Единого, истинного Бога, никого и ничего не признавать как бога. Мы обязаны богопочитание считать важнейшей из всех заповедей и должны неустанно совершенствоваться в нем. Так, пророк Илия на горе Кармил один мужественно подвизался против 400 лжепророков, поклонников Ваала, и победил их. Он всей крепостью своей души боролся против нарушителей первой заповеди, утверждая веру Израиля в единого Бога.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь…» (Иcx.20.4-6). Второй заповедью Бог предупреждает об опасности превратить мертвый предмет в живого Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4.24). Наглядный пример исполнения этой заповеди дает нам царь Езекия, который «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, — потому, что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18.4). Но, кроме грубого поклонения идолам, существуют и другие виды более утонченного идолопоклонства.

«Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно» (Исх.20.7). Третьей заповедью вообще запрещается употреблять имя Божие без нужды и напрасно, нарушать обеты, данные Богу. Человек должен проявлять любовь к правде всегда и во всем.

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20.8). Четвертой заповедью утверждалась еврейская суббота, которая была дана как день отдыха и день поклонения Богу. В этот день отдыхали не только люди, но и животные (Вт.5.13-15). В обновлении сил нуждается все живое. Со времени воскресения Христа, в память и в проставление Его великого подвига спасения, празднуется воскресный день, который именуется в Евангелии днем Господним. В этот день Апостол Иоанн получил также Откровение о Церкви Христовой (Отк.1.10).

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Иcx.20.l2). От обязанностей по отношению к Богу следует переход к обязанностям по отношению к ближнему. Это, к тому же, первая заповедь с обетованием. Так, Ной благословил детей своих — Сима и Лафета за их достойное поведение, а потомство Хама проклял за его непочтительное отношение к нему. История всех веков свидетельствует о том, что исполнение этой заповеди приносит благословение семье и народу.

«Не убивай» (И cx.20.l3). Господь Бог запрещает убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Случайное же убийство, убийство при оправдывающих обстоятельствах, убийство на войне, смертная казнь (Исх.21.12; 22.2; Чис.35.23-27) — не считались у евреев убийством.

«Не прелюбодействуй» (Исх.20.14). Седьмая заповедь выражает принцип святости брачных отношений. Первоначально эта заповедь больше касалась жены, нежели мужа. Но позднее как муж, так и жена подвергались одинаковому наказанию за прелюбодеяние. «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего; да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20.10). Закон требовал чистоты в брачных отношениях как от жены, так и от мужа. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние и всякая нечистая плотская любовь, а также все то, что может возбудить эту любовь.

«Не кради» (Иcx.20.I5). Восьмой заповедью запрещается любая кража или присвоение каким бы то ни было незаконным способом того, что принадлежит нашим ближним. Нельзя удерживать плату у работников, весы должны быть точными (Лев.19.13; Вт.25.13-14). Заботы о ближних и нуждающихся возлагаются на имущих (Вт. 15.7).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20. /б). Господь запрещает этой заповедью ложно свидетельствовать на наших ближних в суде и вне суда. Запрещается говорить ложь о ближних наших, даже если при этом мы не имеем намерения вредить им.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20.17). Бог запрещает этой десятой заповедью желать того, что принадлежит ближнему. От греховных желаний и помышлений рождаются, как от негодных семян, греховные дела. Именно внутренние мотивы порождают грехи, упоминаемые в предыдущих заповедях.

Десять заповедей отражают наивысший этический идеал раннего израильского периода. Декалог, основанный на Завете живого Бога с Израилем, является не просто человеческим законом, а божественным откровением. Он содержит, как мы видели, основные обязанности по отношению к Богу, к ближнему и самому себе. Без этих основных принципов ни общество, ни отдельный индивид не могут подняться до требуемого Богом морального уровня.