Евангелизационное общение в посланиях

Исследуя процесс евангелизационного общения, описанный в книге Деяния Апостолов, мы заметим, что упор сделан на деятельность и функции первых христиан, а именно на то, что и как они говорили о Христе, возвещали Благую Весть, учили, провозглашали, свидетельствовали и рассуждали.

Однако в Посланиях упор с действий переносится на указания, данные верующим. Конечно, этого и следовало ожидать. Перед Лукой стояла цель описать «действия» последователей Христа, тогда как послания были написаны с целью наставления и назидания тех, кто принял Евангельскую Весть.

В посланиях можно заметить и другие изменения. Они по-новому подходят к путям евангелизации, по которым должны были идти образовавшиеся церкви.

Ясно, что евангелизационные усилия, о которых рассказывается в Деяниях Апостолов, должны были продолжаться в тех местностях, где уже были основаны поместные церкви. Павел с удовлетворением отзывается о том влиянии, которое оказывали на окружающих людей церкви, находящиеся в Фессалониках и Риме (1 Фее. 1:9; Рим. 1:8). Везде, куда бы он ни шел, он слышал положительные отзывы, об этих церквах и о свидетельстве их членов.

Изучая послания с точки зрения «евангелизма», вы скоро обнаружите, что речь идет в них о чем-то большем, чем о словесном представлении Евангелия. Проповедь Евангелия должна была быть тесно связана с христианским образом жизни, причем как на личном, так и на коллективном уровнях. Христианский образ жизни должен был проявляться во всех областях жизни: на работе, в социальной области, в домашних условиях, в церковной жизни и вообще в жизни.

Работа. Павел увещевает фессалоникийцев относиться к работе должным образом. Некоторые из них пытались использовать доктрину о втором пришествии Христа как основание для проявления лени. Он призывает верующих «делать свое дело и работать своими собственными руками» (1 Фее. 4:11). Затем Павел объясняет, почему именно так нужно относиться к труду: «Чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались» (4:12). Павел учил, что если верующие живут в нужде из-за своей лени, то они тем самым делают плохую репутацию церкви Иисуса Христа. И если они хотят эффективно евангелизировать своих неверующих соседей, они не смогут осуществлять этого успешно, если будут вести безответственный образ жизни.

И Павел, и Петр были озабочены тем, чтобы христиане-рабы имели хорошее свидетельство перед своими неверующими господами. Они призывали: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1 Тим. 6:1) и: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам» (1 Пет. 2:18).

Какой необычный путь борьбы со злом рабства! Во многих случаях они таким поведением приводили к Христу своих господ и получали освобождение от рабства. А если бы они поступали вопреки призывам апостолов, они навлекли бы на себя гонения и даже смерть. Однако самым важным является то, что, поступая так, они подражали Христу.

Говоря о подходе апостола Павла к проблеме рабства, Меррилл Тенни кратко отмечает:

«Нигде на его страницах рабство не осуждается и не защищается. Судя по письмам апостола Павла к Асийским церквям, как среди рабов, так и среди рабовладельцев были верующие. Рабы призывались покоряться своим господам, а господа увещевались не быть жестокими к рабам. Однако сила христианского общения была настолько влиятельной, что рабство постепенно ослабело, а потом и вовсе исчезло».11

Социальная жизнь. Жизнь в обществе день за днем и неделя за неделей требует установления правильных взаимоотношений между людьми. Многие новозаветные верующие до своего обращения вели образ жизни, присущий обществу, в котором они жили, и который не подобал христианам. Имея в виду отношение верующих к их неспасенным близким и знакомым, апостол Павел пишет: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Эллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:31-33).

Если мы знаем, какой образ жизни вели коринфяне, нам нетрудно понять эти слова. Они не могли приобретать души для Христа, говоря им об Иисусе Христе и одновременно участвуя в их безнравственных и антихристианских делах, будь то в церкви или вне ее. Такое поведение верующих только бы озлобляло неверующих и искажало бы истину христианской проповеди.

«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, — пишет апостол Петр, — дабы они… прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12). Далее он пишет: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3:16).

Апостол Петр не говорит, что все люди примут Евангелие. Он просто указывает, что когда Дух Святой начинает Свою работу в человеческом сердце, Он нуждается в том, чтобы христиане вели такой образ жизни, чтобы неверующий человек смог увидеть реальную ценность христианства. И если неверующий все-таки не отзовется положительно даже и в таком случае, то он останется в стыде и ему нечего будет возразить.

Семейная жизнь. В дни первых христиан были такие верующие, которые имели неверующих супругов. Чаще всего у верующих жен мужья оставались неверующими.

Осыпали ли такие верующие жены своих неспасенных мужей потоком слов о Евангелии? Заставляли ли они своих мужей придти в церковь и послушать их пастора или приезжего евангелиста?

Рассказывали ли они своим мужьям о добродетелях других верующих мужчин и особенно о лидерах своих церквей?

Нет и нет! Апостол Павел пишет: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Пет. 3:1).

Апостолы говорили прописную истину! Убедить неверующих мужей в том, что и они нуждаются в Иисусе Христе, мог не поток красивых слов, а влияние христианского образа жизни их жен, который свидетельствовал о том, что в их сердцах действительно живет Дух Святой (1 Пет. 3:2-7).

Церковная жизнь. В Новом Завете очень мало сказано, какими были назидательные проповеди, когда верующие собирались вместе. Сказано, что они постоянно пребывали «в учении апостолов», т.е. что они изучали Слово Божье. Они также пребывали в постоянном «общении» друг с другом и с Богом. Отмечено и то, что они «находились в любви у всего народа», т.е. у неспасенных людей. Именно так было в первой церкви, основанной в Иерусалиме (Деян. 2:42-47). И как мы увидим это позже, подчеркивается во всех посланиях.

Коринфская церковь отличается тем, что она служит в качестве негативного примера. Церковные собрания были хаотичными. Верующие говорили то на одном языке, то на другом без переводчиков. Несомненно и то, что одновременно говорили по несколько человек, и особенно отличались этим женщины. «Если… войдут к вам незнающие или неверующие, — то не скажут ли, что вы беснуетесь?» — строго спрашивает Павел (1 Кор. 14:23).

Именно поэтому апостол Павел подчеркивает важность, чтобы в церкви пророчествовали, говоря Слово Божье ясно и с соблюдением порядка в церкви. Чтобы быть спасенными, неверующие должны понимать Слово (1 Кор. 14:25).

Церковь также участвовала в другом очень важном евангелизационном служении, а именно: в молитве. Молились, чтобы все могли спастись (1 Тим. 2:1-4). Молились, за тех, кто был призван проповедовать Евангелие в других странах и городах. Несколько раз апостол Павел просит верующих молиться о его личном евангелизационном служении: «дабы мне дано было слово…» (Еф. 6:19).

Жизнь в общем. Хотя обычно послания посвящены каким-то особым условиям или обстоятельствам, в которых находились христиане и в которых они должны были свидетельствовать о Христе, в них также говорится и о жизни в общем. «Вы — наше письмо … узнаваемое и читаемое всеми человеками», — пишет апостол Павел коринфянам (2 Кор. 3:2). «Люби ближнего твоего, как самого себя», — пишет он римлянам (Рим. 13:9). А к колоссянам он обращается с следующим призывом: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:5-6). Апостол Петр добавляет к этому: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Филиппийцам же сказано: «Только живите достойно благовествования Христова…» (Фил. 1:27).

Добавить комментарий