Фарисеи и саддукеи

Споры между фарисеями и саддукеями велись по разным направлениям, мы же коснемся только аспектов нашей темы. Саддукеи не верили в воздаяние за добро и зло, и не принимали учение о загробной жизни. Но они верили в предначертание судьбы, которую невозможно изменить человеку. Фарисеи категорически отвергали эти убеждения, они настаивали о “свободе выбора”.

Фарисеи учили, что нет заранее определенной судьбы и что всякий человек может определить ее своими поступками. Делай добро и ты получишь награду, а совершая злые поступки – наказание (там же: 22). Иосиф Флавий описывает учение фарисеев и саддукеев так: “Саддукеи приписывают все судьбе или Богу; Хотя выбор между праведными и неправедными поступками в большей части зависит от человека, тем не менее судьба присутствует в каждом человеческом действии.” В противоположность им “Саддукеи совершенно отрицали судьбу и считали, что Бог не способен ни совершить грех, ни узреть его. Люди совершенно свободны в выборе между добром и злом, и каждый человек должен решить чему следовать” (Иосиф Флавий 1993: 127-128). Понятие о душе также были различны между фарисеями и саддукеями.

Иосиф Флавий кратко описывает эти расхождения, поэтому мне придется только процитировать их. Фарисеи учили, что “Душа не подвержена гибели, но лишь души добродетельных входят в тело человека, тогда как души порочных подвержены вечному наказанию. Напротив саддукеи отрицали вечность души, а также наказание и награды в загробной жизни” (там же). Иосиф Флавий описывает поведение фарисеев и саддукеев. Фарисеи относились друг ко другу миролюбиво и стремились научить народ этому, то саддукеи относились друг ко другу сурово, как к иностранцам (там же). Для полной картины можно посмотреть Иосифа Флавия “Иудейские древности” (кн. 18, 1:3-4; стр. 291-292).

К этому можно добавить, что существует мнение о том, что фарисеи ставили Талмуд, который сами написали, выше Библии, т.к. Писание “напоминало им временя правоверия Израиля” (Бренье 1994: 63). С этим мнением я не согласен, т.к. когда создавался Талмуд, фарисеи главную задачу видели в укреплении позиций Торы, а не создание книг, которые смогут заменить закон Моисея. А, что из этого получилось, это вина не фарисеев, а их последователей. К этому пункту хочу добавить, что было много раввинов, которые внесли свой вклад в толкование Торы. Так раввин Аба сын Кагана толковал (Еккл. 12:13) “”Ибо сие все человеку”, так: творение человека равносильно творению всего. Другой раввин Симеон бен- Азаи или Симеон бен-Зомы (мнения расходятся) толкует по другому этот стих: человек центр творения и весь мир создан, чтобы служить ему (Берахот. 8а, взято из Мировоззрение талмудистов 1994: 4).