ФИЛОСОФИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ФИЛОСОФИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Последние столетия до Рождества Христова были отмечены атеистической направленностью философии, которая часто критиковала народные верования. Взгляды АРИСТОТЕЛЯ и ПЛАТОНА (живших в IV в. до Р.Х.) не нашли серьезных последователей. Наибольшее распространение в это время получили две философские школы: ЭПИКУРА (эпикурейцы) и ЗЕНОНА (стоики).

Эпикурейцы видела высшее благо в удовольствиях плотя и отрицали не только вмешательство богов в земные дела, но даже в страх перед ними. Стоики считали, что миром правят слепые и безрассудно действующие силы рока, а человек должен достичь идеального самообладания, поднявшись как над счастьем, так и над несчастьем.

Во времена императоров философия принимает религиозную окраску для высших слоев общества во многом заменяет религию. Возрождая идеи ПЛАТОНА, она иногда поднимается до христианских воззрений и, несмотря на нелепые заблуждения, имеет много точек соприкосновения с христианством. Мораль последних стоиков — Сенеки, Марка Аврелия и др. — приближается к нравственному учению Евангелия. Это дало повод Клименту Александрийскому сказать, что язычникам философия была дана в качестве предвестницы Христа, точно так же, как Закон был дан для иудее («СТРОМАТЫ»).

Мораль и нравственность в Римской империи были в упадке. Однако, это наблюдалось, главным образом, в крупных городах и торговых центрах и прежде всего, в столице. В провинциях сохранялись относительная чистот, и моральная сила. Этому способствовали многочисленные бродячие философы-моралисты, боровшиеся против упадка нравственности.