Развивайте современные формы и структуры

В-восьмых, церковь XX века должна разрабатывать свои собственные современные формы и структуры для претворения в жизнях вышеизложенных библейских принципов.

При изучении Нового Завета одна вещь становится особенно понятной: формы и структура в Писаниях должны быть средством к достижению поставленной конечной библейской цели. Они не являются абсолютными сами по себе. И это нужно особенно подчеркнуть, поскольку мы всегда склонны рассуждать абсолютными категориями. Мы верим в Бога, Который говорит к нам через боговдохновенное Слово, открывающее нам абсолютную и «неизменную» истину. Мы верим в Бога, Который вечен и является нашим Спасителем, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Естественно, что мы легко можем допустить, что формы и примеры, данные в Библии, являются такими же святыми, как и наша теология.

Современная церковь должна проявлять творчество в тех областях, где Бог предоставил ей свободу. Так например, Библия не говорит как часто верующие должны собираться вместе, так же как не говорит она и того, в какие дни. Нам не сказано, какими должны быть наши собрания, и не указано каких-либо образцов или размеров таких собраний. Более того, Библия нам не говорит и о том, где мы должны собираться. Библия не рассматривает церковь как какую-то организационную единицу. Во всех этих вопросах нам дана свобода.

Возвращусь к опыту, полученному мной в Бразилии. Как я уже говорил ранее в этой главе, христианские лидеры, которым я служил, стояли перед лицом необычных обстоятельств. Большинство из них были совершенно светскими людьми: доктора, адвокаты, зубные врачи, архитекторы, учителя и другие специалисты. Они росли вне всякого влияния религии, отвергнув традиционную церковь. Эти люди, став верующими, теперь понимали, что церковь, которую они знали раньше, не является такой, какой Бог ей предназначал быть, и они проявляли особое старание, чтобы открыть истину тем, кто, подобно им самим, были абсолютно чуждым церкви и ее руководству.

Сознавая, что мы имеем свободу выбора в вопросе формы, они собирались группами для получения назидания. Но они не называли себя «церковью». Они предпочитали употреблять слово турма, что означает «группа» на португальском языке. Они не употребляли слова пастор. Вместо него они пользовались словом местрэ, что означает «учитель». Они не строили церковных помещений, чтобы не отгораживать себя от тех, кому они хотели открыть истину. Говоря обобщенно, эти бразильские верующие применяли новозаветные принципы в церковной жизни, но одновременно с этим они пользовались данной Богом свободой делать дело Божье теми методами, которые соответствовали условиям в их обществе.

В заключение нужно сказать, что независимо оттого, какой терминологией мы пользуемся или какие структуры мы разрабатываем, мы должны быть уверены, что они помогают верующим становиться духовно зрелыми и что они не нарушают принципов библейского назидания, которые мы только что с вами рассмотрели. Несмотря на то, какие бы формы и структуры ни были разработаны церковью XX века и как бы они ни были эффективны в любой культуре, наиболее важным является то, что их нельзя рассматривать как абсолютные и окончательные. И если мы это допустим, мы попадем в ту же самую западню, в которую церковь уже неоднократно попадала на протяжении своей истории.