ГОНИМАЯ ЦЕРКОВЬ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ГОНИМАЯ ЦЕРКОВЬ

Этот период охватывает время от возникновения христианства в 30-х годах первого столетия до принятия христианства римским императором Константином в начале четвертого столетия.

Немногим менее чем за три века христианство, возникшее на окраине Римской империи с появлением группы учеников Иисуса Христа, захватило все Римское государство. Таким образом, первые три — века это период становления Церкви. За этот период:

1. Римская империя успела пережить свой расцвет и пришла к полному идейно-нравственному, религиозному и государственному упадку. Могучее, практически всемирное государство сделалось неуправляемым, раздираемым противоречиями и подвергающимся беспрерывным нападениям со стороны врагов. Иудейство за это время было полностью рассеяно, лишилось собственной государственности и внешней основы своей религии — Храма, а в 130-х годах по Р.Х. — даже доступа к Иерусалиму.

2. Государство и языческий мир поначалу безразлично взирали на первые шаги христианства, но, по мере его распространения, они стали проявлять к нему враждебность. Оно было вне закона; Его гнали физически и морально (клеветой).

3. Христианство, возникнув в иудаизме, за первые три века полностью вышло из него, разорвав с ним практически все связи и стало самостоятельно существующей религией, привлекающей к себе различных людей из всех слоев общества. Сопротивляясь ударам извне и соблазнам изнутри (от иудействующих христиан и гностиков). Церковь четко сформулировала свои воззрения, веру и начало богословия.

4. Произошел переход от устной проповеди Апостолов, лично знавших Христа и поэтому не имеющих необходимости в дополнительных свидетельствах, к вере, на основании письменных свидетельств (сформировался закон) и авторитета монархического епископата.

5. Произошла переориентация в области внутрицерковной жизни: из общества святых, спасенных Христом и отделенных от мира, общины превратились в организованные сообщества людей, желающие достичь спасения и спасти окружающий мир. Это, в свою очередь, изменило требования к христианам, заложило основу для разделения на клир (к которому примкнули исповедники и мученики) и на мирян.

6. Стало формироваться Священное Предание. Ослабление личного богообщения у каждого христианина стало приводить к необходимости создавать правила и ритуалы, основанные на авторитете Апостолов и их учеников.

7. Христианство, представляя собой не только учение, но и образ жизни, изменило быт, нравы и культуру своих последователей. Противление идолопоклонству и связь с ветхозаветной традицией заложили основы новой — христианской культуры и мироощущения и определили их особенности в этом периоде.