Греко-римская философия

1.1. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ И НАТУРАЛИСТЫ

А) ГОМЕР

Возникновение, развитие и падение такого феномена, как греческая цивилизация, повлияло не только на развитие многих стран мира, но, и на мировоззрение христиан в конкретной исторической ситуации. У А.Ф. Лосева мы можем найти идею центричности античной культуры. “И вот, античная культура есть актуальная бесконечность тела. Это апофеоз биологически прекрасного, идеально- божественного тела.” И далее: “Это – такое тело, в котором нет ничего, кроме духа. И это такой дух, в котором нет ничего, кроме тела. Это- полная взаимопроницаемость духа и тела, абсолютное духовного и телесного” (Лосев 1993: 68).

В учебнике “История Древней Греции” можно найти описание  общественной жизни времен “Илиады” и “Одиссеи” изображая ее “стоящую горазда ближе к варварству, культуру горазда более отсталую и примитивную, нежели та, которую мы можем представить себе,” (История Древней Греции 1986: 69). Позволю себе не согласиться с этими строчками. Конечно, нельзя идеализировать общество Древней Греции, но назвать ее варварской и отсталой у меня “не поворачивается язык”, т.к. мы, до сих пор, черпаем идеи, мысли, образы древних греков. Кто прав, кто неправ?  Но оставим эти рассуждения и перейдем  к изложению заданной темы. Начало философии неотъемлемо связано с религией (Реале и Антисери 1994:7). Это была религия, которая не имела фиксированных догм, а была приспособлена к конкретной жизненной ситуации, она постоянно развивалась (Hatzfeld 1966 50). Необходимо различать две части греческой религии. 1) Публичная религия (пантеон богов у Гомера). (Реале и Антисери 1994: 7).  Гомер и Гесиод полагали, что причиной всего существующего являются боги восседающие на Олимпе. Зевс дает гром и молнию, Посейдон управляет стихиями морей, колесница Аполлона – солнце освещающая землю, Афродита посылает любовь на землю и т.п. Боги изображались в антропоморфных образах. Ученые относят это верование к форме натурализма (там же: 8). 2) Религия мистерий. Д. Реале и Д. Антисери в этой связи упоминают об орфиках. Они признавали Бессмертие души и исповедовали дуализм, противопоставляя душу и тело (там же). Основные пункты веры орфиков а) по причине падения человека в человеке временно живет Божественное начало- демон (душа), б) Этот демон не умирает со смертью тела, а переходит в другие тела. Его задача в том, чтобы через несколько перевоплощений искупить первоначальный грех, в) цель жизни, положить конец перевоплощению, этому может помочь уединенная жизнь, г) те, кто достиг цели получит награду, а непосвященным- “палкой по спине” (там же: 9).

“Для греков смерть являлась носителем глубокого значения и почитание усопших приобрело культовый характер. Семья имела религиозное обязательство перед мертвыми — почитание усопших предков. Могила становится объектом культа: на ней совершали помазание- молока, меда и т.п. (Сергеев 1963: 189). Орест (герой одной из трагедий Еврипида) возносит молитву своему покойному отцу: ”Пока я жив, ты будешь получать богатую пищу, но если я умру, ты не станешь принимать участие в дымящихся трапезах, которыми питаются умершие” (взято из Гиро 1994: 29-30). Если вымирала вся семья, то это считалось несчастьем, т.к. некому было совершать заботу об умерших, и духи которых непременно будут беспокоить людей. Мертвое тело обязательно должно было предано земле, потому что тело непреданное земле “оскверняло” весь город. Семья брала на себя обязательство кровной мести, если один из членов семьи был убит. Впоследствии это обязательство заменили судебным преследованием убийцы.” (Сергеев 1963: 189) . На территории Греции появляются храмы — место жительство богов. В храмах появляется особая каста — жрецы (там же: 190). Некоторые должности носили семейный характер (Гиро: 26). Среди жрецов особое место отводилось, тем кто занимался предсказанием будущего и врачевал людей. В святилище приходили люди, чтобы узнать о своем будущем и оракулы приобрели особое место в греческом обществе. Эти предсказания судьбы были противоречивы и могли нести двусмысленный характер. В. Сергеев приводит такой пример: ” … лидийскому царю Крезу, желавшему узнать, каков будет исход войны, которую он собирался вести против персов, оракул ответил: “Крез,  Галис перейдя, великое царство разрушит”. Когда же Крез потерпел в этой войне поражение, жрецы заявили, что под “великим Царством” божество подразумевало его собственное государство, а не персидское. “ (там же: 190). Поэтому нет ничего удивительного, что когда Павел проповедовал в Эфесе, Димитрий и его сподвижники смогли возбудить религиозные чувства толпы: “Велика Артемида Ефесская!” (Деян. 19:21-29). Хотя это событие с Павлом происходило намного позднее, чем Упомянутые выше описание жизни греков. С появлением Олимпиад, появилась и так называемая олимпийская религия. Она получила такое название, потому что греки считали, что на вершине горы Олимпа в Фессалии живут боги. Характерной чертой этой религии был антропоморфизм, т.е. боги представлялись по образу и подобию людей. (там же: 192)

У Гомера важные люди в этой жизни продолжают оставаться ими и в будущем. В Илиаде Гомер отправляет души в Царство мертвых, в котором господствует Аид.  у Гомера душа не является реальной или персональной, она не есть орган воли и решений. Скорее  она выступает дыханием, После смерти дыхание покидает тело и становится бездейственным и нематериальным, хотя и не теряет форму и рост. Дыхание оживотворяет тело (Furgurson 1993: 146). Такое же понимание души у Гомера можно найти в словаре Киттеля, который характеризует дыхание, как “веять прохладой” или “холодом” (Kittel 1964: 609). В “Илиада” Гомер описывает сон Ахиллеса, которому снится душа покойного Патрокла. Душа жалуется, что она не может войти в царство мертвых, т. к. не погребена (Гомер 1993: 358-359). Этот отрывок не только приоткрывает “завесу” понимания Гомером царства Аида, но и характеризует отношение живых к усопшим.

Добавить комментарий