Отражение институционализма

Иудаизм, римско-католическая церковь и реформистские церкви сохранили свои религиозные системы, однако потеряли заботу о человеке. Фактически именно система, идет ли речь о ее догмах и традициях или же о формах и структуре, стала важнее самих людей.

Эти движения также сохранили свою «ортодоксальность», однако приверженность к ней мешает им познать глубину Божественной истины. Люди только своим умом воспринимают их доктрины, которые, однако, мало влияют на их повседневную жизнь. Принадлежность к религиозному движению мало чем отличается от принадлежности к какому-нибудь мирскому клубу, обществу или группе. Во многих случаях традиции становятся важнее Слова Божьего.

Эти движения отличаются внешним однообразием и единством, но они не затрагивает глубин человеческой души. Внешне религиозные люди предпочитают исполнять обряды и ритуалы, не имеющие какого-либо духовного значения. Религия для них — это обряды и церемонии, а не реальные жизненные переживания. Личное общение с Богом у таких людей заменено близким общением с организацией.

Все эти движения увековечивают сами себя стереотипным авторитетным воспитанием и обучением. Они навязывают застывшие догмы и оставляют мало места для творчества и свободы. Атмосфера обучения становится нетерпимой.

Все эти движения выработали иерархию лидеров, которые разработали тщательно обдуманную и логически построенную систему богословия. Именно лидеры призваны «мыслить» и «учить», тогда как рядовые члены должны исполнять и следовать за ними, полагаясь на их мудрость.

По мере того как эти движения росли и укреплялись, их структура и форма становились все менее гибкими и все более окостенелыми. Фактически обряды и церемонии становятся их самоцелью и священными для их последователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта глава показывает, что история может сказать нам что-то очень важное. Мы, евангельские верующие, часто смешиваем функции и формы и абсолютное с неабсолютным. И когда мы так поступаем, наши церкви начинают быстро двигаться в направлении институционализированной организации.

Но что можно сказать о специфических симптомах такого явления? Этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе.