ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ

Количество гонений на христиан, их ярость и масштабы трудно поддаются учету. Чаще всего гонения носили местный характер и перемежались довольно длительными периодами затишья (иногда до сорока и более лет). Большинство гонений не были засвидетельствованы письменно, а многие . письменные свидетельства не сохранились. Все это создает большие трудности в описании истории гонений.

По дошедшим до нас источникам, ряд собственно христианских (а не иудейских) гонении со стороны Рима открывает Нерон (54-68 гг. по Р.Х.).

В ночь на 16 июля 64 г. по Р.Х. сгорела большая часть Рима. Пожар Вечного города озарил начало гонений на христиан. Народная молва обвиняла в поджоге императора, который мечтал о перестройке столицы. Нерон, по свидетельству римского историка Тацита, взвалил вину на «людей, ненавидимых за их пороки и которых народ называл христианами… Сначала» были схвачены те, которые признавали себя христианами, а затем, по их указанию, захвачено было множество лиц, которых уличили не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду». Таково было обвинение, представленное после жестоких пыток.

Формально гонение было организовано Римом, однако пример столицы вызвал некоторые подражания в провинциях. Это было очень жестокое и, очевидно, довольно длительное гонение, продолжавшееся до смерти Нерона. Многочисленные свидетельства указывают, что Ап.Петр и Ап.Павел были казнены в Риме в этот период (очевидно, в 67 г. по Р.Х.).

Следующий период междувластия — большее время царствования династии Флавиев — было довольно спокойным для христиан. Новые гонения отмечены при Домициане (81-96гг. по Р.Х.). Они не были слишком жестокими по сравнению с нероновскими и постигли, особенно в последние годы царствования Домициана, в основном знатных христиан.

Так был казнен двоюродный брат императора — сенатор Флавий Климент, обвиняемый в безбожьи (атеизме), а его супруга Домицилла была сослана на о. Пандатория. При Домициане был сослан на о. Патмос Ап.Иоанн. Исторически довольно достоверно предание, по которому император вызвал в Рим родственников Иисуса по плоти — двух внуков св.Иуды, брата Господня. Поговорив с ними и увидев их мозолистые руки, убедившись, что они не способны устроить заговор и мятеж, Домициан отпустил их на свободу. Незадолго до смерти император издал эдикт о прекращении гонений. Многим даже была возвращена их собственность.

Нерва (96-98 гг. по Р.Х.) запретил обвинять христиан в оскорблении императора (при отказе от мператорского культа), но при следующем императоре Траяне (98-117 гг. по Р.Х.) христианам вновь пришлось пережить некоторые гонения. Как свидетельствует переписка императора с Плинием Младшим, христиан не разыскивали, анонимные доносы не принимались, но уличенные в исповедовании христианства подвергались наказанию.

Известными мучениками в этот период стали родственник Иисуса — епископ Симеон Иерусалимский, который был умерщвлен через распятие; епископ антиохинскин Игнатии Богоносец, который был брошен на растерзание двким зверям в Римском Колизее после исповедания христианства перед Траяном в Антнохин.

Два последующих императора отличались большею терпимостью. Сохранились указы, в которых предписывалось охранять христиан от насилий толпы в Греции и Малой Азии (император Адриан) и запрещалось обвинять христиан в атеизме (император Антоний Пий). Однако, в то же время в других местах христиане подвергались гонениям. Так, при Адриане (117-138 гг. по Р.Х.) они испытывали жесточайшие преследования от иудеев во время восстания Бар-Кохбы которого они отказались принять за Мессию. Во время Антонина Пия (138-161 гг. по Р.Х.) также были известные мученики.

Марк Аврелий (161-180 гг. по Р.Х.), сменивший Антонина Пия, был высоконравственный и честный человек, философ-стоик, но при нем было одно из самых страшных гонений. В то время произошли великие бедствия: империю постигли голод и чума, восстания и нападения варваров. Желая отвратить гнев богов и восстановить древнеримские обычаи, Марк Аврелий приказал разыскивать и казнить христиан, Стали приниматься и поощряться любые доносы (в том числе и анонимные ), на суде стали использовать свидетельства рабов и даже вырывать эти свидетельства под пытками.

В этот период в Риме принял мученическую смерть Иустин-философ с шестью товарищами, а в Малой Азии героически погиб Поликарп Смирнский. К этому же времени относится знаменитое мученичество в Лионе пятидесяти христиан с почти столетним епископом Пофином.

При Коммоде (180-192 гг. по Р.Х.) церковь находилась в покое. Известны только отдельные случаи мученичества, например, сенатор Аполоний в Риме. Период гражданской войны и первая половина царствования Септимия Севера были относительно спокойными для христиан, но в 201 г. по Р.Х. император запретил принятие иудейства (через обрезание), а также вступление в христианство. Так фактически началось новое гонение, которое особенно разразилось в Египте и Северной Африке.

Из африканских мучеников наиболее известны Перпетуя, Фелицита и др. карфагенские христиане; в Александрии погибли Леонид и несколько учеников его сына Орнгена. Во времена Септимия Севера появился обычаи покупать веротерпимость. Причем деньги стали платить не только в случае доноса: обвинителям и воинам, но и чиновникам в качестве постоянного налога (рэкет).

При последующих императорах особых случаев гонения на христиан не известно. Каракалла (211-217 гг. по Р.Х.) был слишком юн, чтобы интересоваться христианством; Элагабал (218-222 гг. по Р.Х.) пытался объединить все культы (в том числе и христианство) в единую религию;

Александр Север (222-235 гг. по Р.Х.) признавал христианство и даже поставил статую Христа в своем Пантеоне, а слова из Евангелия «Как хотите, чтобы с вами поступали люди. так и вы поступайте с ними'(Лук.6.31) начертал на стенах своего дворца. Однако, и в его правление были гонения по местам.

В правлении Максимина (235-238 гг. по Р.Х.) начались преследования сторонников Александра Севера. Эти преследования обратились и на христиан, которым тот покровительствовал. Главный удар в этот период был направлен против служителей. Очень многие (например, Понтиан, Ипполит) были сосланы и умерли, но до массовых кровопролитий дело не доходило. Исключение представляли провинции Понт и Кападокия, где, вследствие сильного землетрясения, фанатизм черни обрушился против христиан. Однако, и здесь преследования были кратковременны.

Не считая кратковременных гонений при Максимине, Церковь наслаждалась почти 40-летним миром. За это время она сильно возросла количественно, но среди ее членов начало проявляться равнодушие к вере и, как замечает Киприан, чтобы очистить Церковь, Бог допустил новое гонение. Оно началось при Деции (249-251 гг. по Р.Х.).

Желая вернуть империи прежний блеск, этот император посчитал необходимым вернуть всех своих граждан к отеческим традициям (т.е. к язычеству). По его распоряжению все христиане должны были отречься от своей веры. При этом Деций с такой планомерностью и энергией взялся за дело, что его гонение на христиан превзошло все предыдущие. Многие христиане отреклись из-за страха пыток, из опасений за должности, за семью, за имение, но были и мученики. Очень многих сослали в ссылку. Сильное гонение продолжалось около года, т.к. Деций был вскоре убит.

С восшествием на престол Валериана (253-260 гг. по Р.Х.) мир был водворен снова. Новый император имел много христиан в своем дворце, но вскоре, под влиянием его любимца Маркиона отношение к ним изменилось. Эдиктом в 257 г. по Р.Х. император предписал епископам, пресвитерам и диаконам принести жертвы идолам, а за посещение кладбищ и организацию богослужений предписывалась смертная казнь. Вторым эдиктом 258 г. по Р.Х. было приказано казнить высшее духовенство и наиболее выдающихся рядовых христиан.

В это время от пыток и истощения умер в тюрьме знаменитый христианский учитель — Ориген. В Карфагане претерпел мученичество недавно вернувшийся вз ссылки епископ Кипрний.

Сын Валериана — Галлиен (260-268 гг. по Р.Х.) не только предоставил христианам спокойствие, но и возвратил им кладбища и богослужебные места, конфискованные во время гонений. При следующем императоре Клавдии II (268 -270 гг. по Р.Х.) опять полилась кровь мучеников в Риме, а в лице Аврелиана (270-275 тт. по Р.Х.) на римский престол вступил горячий почитатель языческого культа Солнца.

До 278 г. по Р.Х. свою враждебность к христианам он почти не проявлял. Но в последний год своей жизни император издал эдикт о гонениях на христиан в знак благодарности богам за свой успех на войне. Однако прежде, чем этот эдикт получил широкое распространение, император был убит в своем лагере. Его преемники не продолжили его политику.

Диоклетиан (284-305гг. по Р.Х.) и его соправители Максимиан, Галерий и Констанций на долгое время оставили христиан в покое. К этому времени христианство было распространено очень широко. В городах были построены пышные христианские храмы, но начиная с 303 г. по Р.Х. Диоклетиан под влиянием Галерия, круто изменил религиозную политику.

С этого времени было издано четыре эдикта, затронувшие все стороны христианской религии. Так началось последнее, самое продолжительное и жестокое гонение. Эдикт 303 г. по Р.Х. предписывал разрушать христианские храмы, отыскивать и сжигать священные книги, лишать христиан гражданских прав и достоинств. Второй эдикт подвергал тюремному заключению служителей. Третий и четвертый принуждали к жертвоприношениям, а в случае отказа требовалось наказание вплоть до кровопролития. Это гонение было практически повсеместным, за исключением Галилеи, где правил Констанций, а позже его сын — Константин. За это время было пролито очень много христианской крови, и даже язычники стали признавать, что бури, обрушившиеся на империю, происходят из-за гонений на христиан. Особенно жестокие гонения были на Востоке. Эти гонения закончились полной победой христианства при Константине в 313 г. по Р.Х.

На протяжении почти трех первых столетии ни один христианин не мог чувствовать себя в безопасности, даже в период правленая самого благосклонного императора. Это отвержение христианства со стороны мнра, несомненно, являлось важнейшей частью христианского опыта этих столетии.

Дошедшие до нас документы от 60-го до 313 г. по Р.Х. показывают, что на мученичество Церковь смотрела не просто как на геройство или жертвенность. Подобных мучеников-героев (хотя и в ограниченном количестве) имеют почти все религии, но христианский мученик всегда выступает, во-первых, как свидетель, который принятием страданий и смерти утверждает, что царство смерти кончилось и жизнь восторжествовала.

Очень ярко это выразил Игнатии Антиохииский, который писал своим друзьям из заточения: «…дайте мне стать пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: измелят меня зубы зверей, чтобы я сделался частым хлебом Христовым. В полной жизни выражаю я свое горячее желание смерти. Мои земные страсти распяты, и живая вода, струящаяся во мне, говорят: приди к Отцу. Я не хочу больше жить этой земной жизнью».

В мученических актах, написанных христианами того времени, нет ни пафоса, ни восторга. Они лаконичны и точны, но в них есть светлая, всепобеждающая уверенность в победе, одержанной Христом над смертью, и в превосходстве подлинной жизни с Ним и в Нем.