Доктрина о Троице

Библия: Хотя слово “Троица” и не содержится в тексте Библии, она определенно свидетельствует о божественности и Отца и Сына, и Святого Духа. Этот вопрос подробнее обсуждается у Басуэла (1973: I, 102-106), Мюллера (1998: 187-188) и в других распространенных учебниках по систематике.

Следует лишь отметить, что

1) Эта доктрина никак не противоречит учению о единстве Бога (Тиссен 1994: 105-116);

2) Доктрина содержится в самой Библии, а не возникла в ходе исторического развития.

Доктрину о Троице разделяли и отстаивали:

Феофил из Антиохии. Считается, что он впервые употребил слово trias по отношению к Троице. Известен своей “Апологией к Автолику”, написанной после 180 г. (Кернс 1992: 84).

Ипполит (ум. 235) и Тертуллиан (род. ок. 160 – 225 ). Хотя их взгляды во многом сходятся, Ипполит выглядит более архаичным, менее тщательно прорабатывающим детали учения, чем Тертуллиан. Тертуллиан сумел найти такие формулировки, что его утверждения еще долго ценились церковью (Kelly 1978: 110). “Великая заслуга Тертуллиана заключается в том, что он предвосхитил формулы кафолической Церкви последующего времени, введя понятия: persona, substancia, una substania, unitas in trinitate, e substantia patris, unitate substantiae и особенно unius substantiae, что равняется – единосущный” (Поснов 1964: 183). Тертуллиан, Ипполит и другие апологеты учили о Троице как “экономической, kat *oi*konomivan, по домосторительству. Об имманентной жизни Троицы Тертулиан, Ипполит и другие апологеты ничего не знали и не учили о ней. ” (ibid.).

Климент (ум. 200) и Ориген (ок. 185 – ок. 254 гг.) Оба они происходят из Александрийской школы. “Три ипостаси и одна троица – эта формула в первый раз произнесена Оригеном и стала неотъемлемым достоянием церковного богословия” (Поснов 1964: 193). Вместе с тем, Ориген учил о “Вечном рождении (eternal generation) Сына”, что  Христос является Богом от Бога, но не Самим Богом как таковым (Buswell 1973: 49). По этой доктрине невозможно утверждать, что было время, когда Христос не существовал, но она утверждает некую вторичность Сына по отношению к Отцу, представляет Христа происходящим, производным от Отца. Басуэл (1973: 49) выступает категорически против этого взгляда Оринена о вечном рождении, называет его полу-арианством. Поснов добавляет к этому: “выражение о рождении Сына “из сущности Отца”[1] Ориген отвергал и учил о рождении Сына как воли и хотения от мысли Отца” (Поснов 1964: 192). “К сожалению, хотя он рассматривал Христа как “вечнорожденного” Отцом, он отстаивал Его как подчиненного Отцу”.

Игнатий, Ириней (Эриксон 1999: 608). Особенно известны споры Иеринея с докетистами (Кэрнс 104), (Поснов 1964: 142).

Доктрину оспаривали:

Монархиане-модалисты.  Они же патрипасиане (запад), они же савелиане (восток) Праксей, Ноэт, Савелий. Сведения о них можно найти у Ипполита и Тертуллиана, воторый особенно горячо  выступал против Праксея (Поснов 1964: 151). Модализм учит, что Христос и есть Сам отец, что Отец Сам родился, Сам страдал и Сам умер.

Монархиане: Динамисты и адопциане. Адопциане: Феодот-кожевник, Феодот-банкир и Асклепиодот. Сведения о них можно найти у Евсевия (V, 28), который передает Ипполита и Епифания (Поснов 1964: 149). Иисус, согласно учению Федора-кожевника, “родился от девы по воле Отца, жил подобно всем людям, но отличался благочестием, при крещении сошел на Него в виде голубя Христос свыше” (ibid.). Папа Виктор (189-199) отлучил за это учение Феодота от церкви.

Динамисты: Берилл- епископ, Павел, епископ Самосатский и Антиохийский (с 260). Последний, по Евсевию (IV, 30) “низко и неуважительно думал о Христе, представляя Его обыкновенным по естеству человеком” (Поснов 1964: 150).

Арий (ум. 336) полагал, что Христос был величайшим из всех сотворенных существ, был сотворен прежде создания мира. Он был homoiousian (подобосущен), а не homoousian (единосущен) Отцу. Это явилось основным моментом противостояния на Никейском соборе 325 года, который решил вопрос в пользу единосущности, то есть что Христос имеет одну природу с Отцом.

Решение соборов:

Никейский (325):Мы веруем в единого Бога, Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого. И единого Господа Иисуса Христа, рожденного, несотворенного, единосущего Отцу ”. Альтернативная формула со словом “подобосущий” была заимствована у Феогноста  и отвергнута собором (Поснов 1964: 196). Особую роль на этом соборе сыграл на соборе Афанасий, предложивший через императора собору тертуллиановское (?) “единосущий”, и сумевший его отстоять.

Константинопольский (381) и Халкедонский (451) соборы подтвердили правильность доктрины.

Спору о Троице быть не может, ведь Библия часто упоминает имена Святой Троицы. Даже есть церкви и храмы, которые в своем названии упоминают Святую Троицу. Например, был в Киеве очень красивый храм Святой Троицы, разрушенный большевиками в 1931 году. Многие протестантские церкви тоже носят имя Святой Троицы…

Использованная литература

Buswell, J. Oliver. 1973.  A Systematic Theology of the Christian Religion. Zondervan Publishing House.

Erickson, M.J. 1995. God in three persons: a contemporary interpretation of the trintity. Grand Rapids, MI, Baker Book House.

Kelly, J.N. 1978 Early Christian Doctrines. San Francisco: HarperSanFrancisco.

Беркхов Л. 2000 История Христианских Доктрин. СПб.: Библия для всех.

Иоанн, епископ Акайский 1995 История Вселенских соборов. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Карташев, А.В. 1994. Вселенские соборы. М.: Республика.

Кернс Э.Е. 1992 Дорогами христианства: история церкви. М.: Протестант.

Лейн Т. 1997 Христианские мыслители. СПб.: Мирт.

Поснов, М.Э. 1964 История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом.

Спасский, А. 1914 История догматический движений в эпоху вселенских соборов. М.: Новая книга.

Тиссен, Г.К. 1994 Лекции по систематическому богословию. СПб.: Библия для всех.

Эриксон, М. 1999 Систематическое богословие СПб.: Библия для всех


[1] Выражение Тертуллиана (Поснов 1964: 192).