Лука записал основные события, приведшие к образованию церкви в Фессалониках (Деян. 17:1-9). Павел говорил в фессалоникийской синагоге три субботы, по-видимому, в течение трех недель (ст. 2-3).
Некоторые иудеи в результате этого обратились к Иисусу Христу, а также «как из эллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало» (ст. 4). Кроме этих очень важных фактов Лука совсем немного говорит о служении этих трех мужей в этом македонском городе.
Однако, если мы обратимся к Первому Посланию Павла к Фессалоникийцам, мы найдем там более подробное описание их первоначального служения этому народу. Здесь апостол Павел описывает захватывающие подробности того, как они втроем, группой работали с этими людьми до и после их уверования.
Первое Послание к Фессалоникийцам |
Характеристики общения |
1:1 Павел и Силуан «Сила» и Тимофей церкви Фессалоник в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Апостол Павел представляет двух своих сотрудников Силу и Тимофея, которые работали вместе с ним над основанием церкви в Фессалониках. |
1:2 благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, |
Частью их служения после посадки церкви была молитвах |
1:3 непрестанно памятуя ваше дело веры, и труд любви, и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим. |
Критерием эффективности их служения в Фессалониках были вера, надежда и любовь, продемонстрированные этими верующими. |
1:4 Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; |
Они сознавали, что Бог проявляет Свою суверенную волю в жизни людей. |
1:5 Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. |
Они полагались не только на свои способности или ораторское искусство, но в основном на силу Духа Святого. |
1:6 И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, |
Они вели такой образ жизни, чтобы быть живым примером жизни Христовой для других христиан. |
1:7-8 так, что вы стали образцом для всех верующих Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. |
Одной из их целей жизни было умножение числа учеников, и они измеряли успех своего служения тем, как они влияли на жизнь других верующих. |
1:9-10 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. |
Апостол Павел никогда не .упускал возможности позитивно сказать свое мнение о жизни новообращенных, чтобы ободрить их своим служением проводить динамичную жизнь ради Иисуса Христа. |
2:1-2 Вы сами знаете, братия, наш вход к вам был не бездейственный но, прежде пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. |
Когда они впервые проповедовали неверующим в Фессалониках, они делали это смело и безбоязненно. |
2:3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. |
Эти мужи были честными, открытыми и искренними. |
2:4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. |
Они стремились угождать прежде всего Богу, а не людям. |
2:5 Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! |
Ими двигали самые чистые побуждения. |
2:6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: |
Они не искали славы от людей, поскольку были представителями Христа; вместо этого они своим поведением пользовались уважением. |
2:7 Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. |
Они служили этим людям с нежностью, подобно матери, ухаживающей за своими детьми. |
2:8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. |
Они были самоотверженны и готовы буквально отдать свою жизнь при необходимости за тех, кому они проповедовали Христа. |
2:9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. |
Они трудились днем и ночью, не желая, чтобы кто-либо неправильно и толковал мотивы, побуждавшие их. |
2:10 Свидетели вы и Бог, как свято, и праведно, и безукоризненно поступали мы пред вами верующими; |
Они жили примерной жизнью, так что им могли подражать те, кого они приводили ко Христу (см. 1:5-6). |
2:11-12 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. |
Они продолжали служение отдельным новообращенным; они учили и одобряли «каждого», подобно отцу с каждым из своих детей. |
2:13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих. |
Они прославляли только Слово Божье, а не свои собственные идеи или философию. |
2:17-20 Мы же, братия, бывши разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость. |
Они продолжали интересоваться тем, что происходит в Фессалониках и после того, как оставили этот город. |
3:1-2 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего, и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, |
Они решили продолжать свое служение в Фессалониках и послали Тимофея снова в этот город, чтобы он ободрил и укрепил верующих, живших там. |
3:3-5 Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. |
Они открыто и честно предупредили новообращенных о замыслах сатаны и о том, что им придется пострадать за то, что они последовали за Христом. |
3:6-9 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, — то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради |
Они не постеснялись поделиться своими человеческими чувствами с верующими в Фессалониках, т.е. что они крайне были озабочены их состоянием, и когда до них дошла весть о том, что фессалоникийские верующие прогрессируют в вере, они ободрились, хотя сами в то |
вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, |
время переживали скорби и гонения. Они не колебались открыть другим свои истинные чувства. |
3:10-13 Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лицо ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей? Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. |
Они желали снова все вместе возвратиться в Фессалоники, чтобы помочь тамошним верующим еще больше укрепиться в вере в Иисуса Христа. |
4:1 И т.д. засим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, принявши от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, |
Апостол Павел рассматривал это послание как дополнительную возможность преподать им нужное для них учение. Они нуждались в дополнительном учении в следующих вопросах: относительно морали (4:2-8); относительно образа рабочей жизни (4:10-12); относительно второго пришествия Христа (4:13-17); о том, как нужно относиться к тем духовным лидерам, которые особо нуждаются, и вообще ко всем людям (5:12-15); и о церковной жизни (5:16-21). |