ИУДО-ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

2.1. ПОНЯТИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В 1- ом ТЫСЯЧИЛЕТИИ до н.э.

Понятие о человеке в еврейском обществе находилось в прямой зависимости от отношения человека с Богом. Евреи наделяли Бога человеческими качествами. В Ветхом Завете человек хочет выразить Личность Бога через свой внутренний мир, свои переживания, свойства.

В Ветхом Завете образ человека рассматривается с большой тщательностью. Человеческие члены приобретают определенную роль в жизни человека в обществе. Описывая тело, человек пытается охарактеризовать себя с разных сторон. Ключевые понятия: “рука”, “сердце” , “кровь” – принадлежат в составным частям тела, а другие – “нос”, “лицо”, “глаза”, “рот”, Голос” и др. – относятся к голове. (Вейнберг 1993).

Далее Вейнберг говорит о том, что он согласен с идеей М. Ярошевского (1976 ), что “издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории- “сердцецентричеснкая” и “мозгоцентрическая”, но уточняет, что по его мнению человеческое тело разделено на “сердцецентрическое” и “голоцентрическое” ориентации. Далее он замечает, что эти две ориентации “ были распространены и на древнем Востоке, и в Элладе, но первая проявляла тенденцию к ослаблению, а вторая к усилению” (Там же). По свидетельству историописцев, выступает местом жительства души, источником жизненных сил человека знания , мудрости, разума и воли человека. Сердце выступает генератором чувств, и не только положительных, но и отрицательных. В анналах Ашшурбанапала написано, что “сердце царя гневается” (AR 2, 770) и “сердца врагов замышляют зло” (AR 2, 772). (Вейнберг1993) В книгах Ветхого Завета, например, в Паралипоменон, сердце описывается волей и разумом, предположениями и намерениями человека (1Цар. 22:7, 2Цар. 1:11; 9:23). (там же)

Вейнберг отмечает, “что одним из немногочисленных ключевых слов в ветхозаветном “психологическом” словаре является слово simha, обозначающее радость, которая в картинах мира ветхозаветного историописания носит, как правило “коллективистский” характер- веселятся, радуются и ликуют чаще всего людские общества.” (там же: 138)

Вейнберг соглашается с мнением Г.С. Кнабе, “что в античном мире выделяется три этапа эволюции связанности “я” античным полисом: тождество индивида и гражданской общины, их диалектическое и противоречивое единство и намечающийся разрыв между ними” (там же: 152)

2. 2. УЧИТЕЛЯ ТОРЫ

По моему мнению эта часть очень важна для понимания место человека в обществе и взаимоотношение людей находящихся в иудейском обществе того времени, т.к. во время эллинистической культуры еврейское общество пыталось противостоять эллинистической экспансии. Руководящую роль заняли религиозные организации, которые с помощью создания: Великого Собрания, Синедриона, пыталось удержать еврейский народ в рамках Торы. В это время началось создание Ясной Торы (толкование на Письменную Тору). Это повлияло и на учение о человеке. В это время появляются фарисеи и саддукеи, которые спорили между собой о предопределении, и о месте человека перед “Законом” или Богом.