Женщины в церкви сегодня

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос  о женском служении часто вызывает проблемы в церквях. Насколько можно допустить женщин участвовать в служении, какие должности могут они зани­мать (если могут) в церкви и др. часто вызывают споры и несогласия.

В настоящей работе производится детальное рассмотрение вопроса о женском служении. В основном, обсуждение этой темы происходит для нашей русской дей­ствительности и предназначено главным образом для всех, кому интересна данная тема.  Поэтому многие вопросы, возникающие у зарубежных теологов детально не рассматриваются, а часто лишь кратко упоминаются. Но, хотя поэтому данную ра­боту и нельзя назвать строго научной, тем не менее в ней сохраняется по-возмож­ности строгость изложения и четкость аргументации.

I . СУЩЕСТВУЮЩИЙ ВЗГЛЯД

Наверное, почти все протестантские церкви (тем более — православная и като­лическая) у нас в России едины в том, что мужчина имеет власть над женщиной (и в семье и в церкви). Но на вопрос “в какой степени?”,  часто можно получить несколько разные ответы. Ограничившись церковью, церковным служением,  этот вопрос переформулировывается таким образом: “ Может ли женщина  быть пасто­ром, пресвитером, проповедником, учителем, миссионером (евангелистом), дьяконом и пр.? Где та граница, где кончается ее власть и начинается власть над ней мужчины ?”

1.  Теория.

Несомненно, основным критерием для ответа на этот вопрос является Писа­ние. Существует несколько мест, проливающих  свет на данный вопрос.

Во-первых, сам порядок творения и цель его указывают на подчиненное поло­жение женщины.  Ева была сотворена как помощница для Адама (Быт. 2:18-24). Бог  сказал  ей: “… и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать  над тобою” (Быт. 3:16).  Это выражает основной принцип,  определяющий статус женщины по отношению к мужчине: хотя оба они и сотворены по “ образу и подобию Божию “ (Быт. 1-27), но в делах, касающихся власти и управления, женщина должна находить­ся в подчинении у мужчины.

Наиболее прогрессивные[1] привлекают для доказательства этого также исследования психологии. Согласно им, женщины в основном более эмоциональны и поэтому бо­лее эффективны в делах, предполагающих сочувствие и участие, мужчины же в основном лучше справляются с делами, требующими логического осмысления, хо­лодного и беспристрастного суждения.

Во-вторых, в Новом Завете даются четкие указания относительно того поло­жения, которое должна занимать женщина. Это 1 Кор. 11:3 и Еф. 5:22-25 “жене глава муж” и 7-12  ст.  “… жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов…”. Так же ап. Павел говорит и в  1 Тим. 2:12 : “…а учить жене не позволю, ни властвовать над мужем” и 1 Кор. 14:34-35:  “жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит “.

Эти места, конечно, не ставят  женщину на уровень вещи, раба, не мешают ее активность в церкви. В вопросах веры, спасения, личной христианской жизни она равна мужчине (Гал. 3:26-29). Она может петь, молиться, рассказывать стихотворе­ния, свидетельствовать. Служением  в воскресных школах также в основном зани­маются женщины. Она не может лишь исполнять служение, которое связано с обла­данием власти, то есть, быть пастором, учителем ( в церкви), проповедником,  а неко­торые говорят, что даже дьяконом или миссионером (евангелистом)[2]. Это также под­тверждается и тем, что в Новом Завете, во-первых, в качестве лидеров в основном пе­речисляются одни мужчины (напр., Мат. 10:1-6, Деян. 6:3-5, 1 Кор. 16:10-17 и др.), а во-вторых, при описании тех требований, которым должен соответствовать лидер, из текста подразумевается, что им должен быть муж­чина (1 Тим. 3:1-13, Тит. 1:5-9).

Тем не менее следует заметить, что Писание упоминает некоторых  женщин в качестве лидеров.  Это, например, в Ветхом Завете: Мариам, сестра Моисея и Ааро­на (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4-5), пророчица  Олдама (4 Цар. 22:14) и др.; в Новом Завете : пророчица Анна (Мат. 2:36-38) , дьяконисса Фива (Рим. 6:1), и др. Но это  можно интерпретировать как то, что при недостатке лидеров-мужчин  Бог  воздвига­ет женщин, что является позором для мужчин из-за неспособности исполнять свои обязанности (Ис. 3:12), или тем, что даже в этом случае женщины имели ограничен­ную власть[БТ1] * .

Таким образом, можно заключить, что служение женщины ограничи­вается там, где она начинает иметь власть над мужчиной.

2. Практика

Но хотя теоретически все достаточно ясно и понятно, тем не менее на практике иногда возникают некоторые вопросы, решить которые не всегда просто.

Например, как быть в той ситуации, когда в церкви могут быть лишь одни женщины  (это, например, может быть в женской зоне, куда не пускают пастора (проповедника, учителя) — мужчину) ? Было бы глупо и неразумно запрещать в такой ситуации женщине становиться пастором, т.к. церковь осталась бы без наставника. Но можно также формально никого не назначать, а оставить церковь функционировать на уровне простого общения верующих, где каждый мог бы делиться своей верой и пониманием с другими. Постепенно же, как и во всяком человеческом обществе, особенно, если они будут расти (и численно и духовно),среди них выделится лидер. И реально он, даже не будучи формально пастором, будет исполнять все функции и обязанности пастора. Но не будет ли такая женщина в действительности пастором? Если она действительно может это делать и хорошо справляется с этим, то разве не Бог благословляет ее и дает ей такие дары или способности? Значит в самой природе женщины вообще не заложен этот принцип, что она может только подчиняться*?

Более сложным оказывается вопрос о лидерстве женщин в церквах, в составе которых присутствуют мужчины. В основном в старых церквах этот вопрос не поднимается, т.к. всегда присутствует достаточное количество мужчин-служителей (или возможность их выбора) Но для молодых, недавно организовавшихся церквей он актуален. Что делать, если есть только женщина которая имеет более-менее достаточную подготовку, авторитет, общие способности, но нет мужчины, который обладал бы этим?  Конечно его можно подготовить (да так и делают), но для этого нужно время. И кто же его будет готовить (учить), если, например, есть только эта женщина? И кто будет руководить церковью, пока он не сможет стать пастором или проповедником в ней?  Не лучше ли, чтоб это делала эта женщина? Не лучше ли, чтоб это делал тот, кто может это сделать лучше при данных обстоятельствах? И, конечно, чтобы сохранить церковь, поступают именно таким образом. Конкретные же действия зависят от того, какое положение занимает эта женщина (является ли она не замужней, замужней, муж ее верующий или не верующий). Если она не замужем, то она имеет наибольшую власть из возможной, но теряет ее, как только выходит замуж (за верующего). Если она замужем за неверующим, она также может учить, но до тех пор, пока ее муж не станет христианином. Если же мужем ее является верующий, то она не имеет права учить, а лишь делиться своей верой, своим пониманием (некоторые, правда, позволяют ей учить, но тогда, когда мужа ее нет в данное время в собрании). Последнее, правда, может быть несколько комичным: а что делать, если в середине проповеди женщины вдруг войдет ее муж? Или: чем отличается “делиться и учить”? Разными лишь терминами (т.к. все равно источником информации и власти будет реально женщина)? А также: что теряет женщина, выходя замуж? Ведь реально она остается такой же (она имеет те же знания, то же уважение других, а значит, и авторитет)? Но кроме этого, возникают еще более серьезные вопросы. Получается, что существует некая иерархия в духовности в пригодности к служению, основанная не на внутренних качествах человека, не на даровании от Бога, а на достаточно внешнем положении, на отношении к браку. Такое понимание, что девственность в церкви, “перед Богом” ценится более высоко, чем замужество, идет еще со времен темных средних веков. Или еще ранее, со времен начала превращения церкви из живой общины в формальную институцию[3].

И далее, иногда случаются очень печальные и трагичные вещи. Бывает, что и церковь уже существует, и пастор в ней есть и проповедники. Но есть в церкви и женщины, которые и Библию знают лучше, и могут лучше помогать людям в их проблемах. И, более того, они не только могут это делать, но им приходиться порой исправлять крупные промахи существующих лидеров. Или того хуже, если им вообще запрещают что-либо делать аргументируя это тем, что они являются женщинами, а не мужчинами. Пастор, например, может творить всякие глупости (а то и зло), будучи неспособным делать лучшее, женщины же, будучи мудрее, способнее, не имеют права взять инициативу в свои руки, исправить положение. Им говорят: “смиритесь, сестры”. С чем ?  Со злом ? И интересно, что в подобных случаях приводят в качестве примера правильного поступка примеры, типа сказки о том, как муж  поменял сначала корову на козу, потом козу на свинью, свинью на шило, шило на иголку. И жена сказала: “Что ни делает муж, все хорошо!” Конечно, хорошо, что не было скандала.  Но сама-то ситуация очень комична: эта сказка не воспевание таких мужей и таких отношений, а наоборот, насмешка над глупостью мужа, над такими отношениями*. В ситуации, где на карту ставится спасение человека, его жизнь, его отношения с Богом, не место драки за формальное, внешнее лидерство, за свое положение перед людьми. Ведь мы призваны проповедовать не себя (2 Кор. 4:5), поэтому важен не сам по себе человек, который проповедует или учит, а содержание его проповеди, учение, Слово Божие. Человек важен постольку, поскольку он правильно и эффективно передает это . И насколько он правильно и верно передает его, настолько он и имеет авторитет от Бога. Мы же вообще почему-то очень часто считаем, что “не человек красит место, а место — человека”. И для нас важнее официальное назначение, должность, чем способности человека или Дар Божий. Не получается ли в таких случаях, что мы идем против Бога из-за своих эгоистических желаний?  Почему-то часто упускаются из вида эти вопросы, когда рассматривается роль женщин в церкви.

Почему-то считается чем-то плохим желание женщин полностью, всей душой, без подавления чего-то в себе служить Богу, быть открытым во всем Духу Святому и следовать Ему. Чтоб во всем в душе была гармония, мир, порядок. Разве является грехом желание быть свободным и открытым Богу, а не униженным, забитым? Если нет желания грешить, а лишь эти лучшие побуждения?

Конечно, можно сказать таким женщинам, что они могут служить в тех сферах, которые соответствуют “чисто женскому” служению: воскресная школа, дела милосердия и пр. Но, если такие женщины имеют большие способности и могли бы сделать большее?  А так же интересно, что мы негласно как-то подразделяем служение на “элитное”, “духовное” и “второсортное”, “материальное”, хотя  вслух и заявляем, что они равны для Бога и , последние, может, порой быть важнее. Так же можно сказать, что всегда, когда женщина начинает учить, она начинает говорить ересь и заблуждаться по другим вопросам. Конечно, это вполне может быть так, особенно в наших церквах. Во-первых, если ты ясно видишь запрещение делать что-то, но делаешь это, что может тебе помешать нарушить еще какое-нибудь постановление? Во-вторых, нужно с прискорбием признать, что мы практически все не знаем Библию, ее учение, хотя мы постоянно и сами дома ее читаем  утром и вечером, и в церквах разбираем, и проповеди слышим, и Дух Святой лично каждому открывает. Но серьезный подход к ее изучению очень редко можно встретить, поэтому “Дух Святой” и  начинает открывать. А в-третьих, на каком основании и насколько мы можем быть уверены в правильности нашего учения, чтоб точно определить: является какое-то утверждение ересью или нет? А если ошибаемся мы? Нестандартное еще не означает неправильное. То, что пастор говорит с кафедры еще не означает автоматически, что он говорит истину Божию. Мы не католики, чтоб верить в непогрешимость папы. Для протестантизма всегда было отличительной особенностью личное знание Библии, личное понимание, вера и независимость от каких-либо традиций и авторитетов: “вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков “ (1 Кор. 7:23).

Очень интересно, что почему-то христианство сейчас стало “государством в государстве”. Конечно, мы должны быть, как сказал Христос “не от мира, как и Я не от мира” (Ин. 17:16). В мире царствует зло (Еф. 2:2),  мы же — “род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел” (1 Пет. 2:9). Мы живем по другим законам, чем мир, по законам святости, законам Божиим, а не греховным законам мира сего. Мы должны быть отделены от зла (2 Кор. 6:14-18). Но Иисус просил Отца в Своей Первосвященнической молитве : “Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла” (Ин. 17:15). Мы не должны быть монахами, бежать от этого мира, от окружающей жизни. Мы призваны жить в этом мире, нести ему свидетельство (Мат. 28:19-20). На практике же получается, что мы вообще игнорируем окружающую действительность как будто ее и нет вовсе. Мы живем в каком-то виртуальном мире. Мы не видим тех противоречий, которые возникают между нашим пониманием (в данном случае вопроса о женском служении) и практическим осуществлением такого понимания. Или не хотим видеть. Мы предпочитаем  “давать десятину с мяты, аниса  и тмина и оставить важнейшее в законе : суд, милость и веру, отцеживая комара и поглощая верблюда!” (Мат. 23:23-24). Мы предпочитаем проповедника (или пастора) — мужчину, который с грехом пополам может что-то как-то делать, чем женщину, которая может намного более эффективно справляться с делами. Наиболее же прогрессивные предпочитают принцип “чтоб и волки были сыты, и овцы целы”, как и фарисеи: нельзя уходить в субботу дальше, чем на 1 км  от дома, но, если нужно, то можно, отойдя на 1 км, создать себе “дом”, пообедав там и оставив часть пищи, и идти еще 1 км[4]. Женщина не имеет права учить, но, если нет другого выбора, пусть учит, пока не замужем или муж не обращен, а как будет у нее муж верующий — то все, запрет. Неверующие тем временем смеются над нами. И наиболее умные и лучшие из них отвергают христианство не потому, что они отвергают добро или Бога, или Христа, а потому, что отвергают лицемерие, казуистику и глупость христиан.

Но что же делать? Ведь Библия ясно запрещает лидерство женщин. Проигнорировать Библию, слово Божие из-за нестыковки ее с практикой? Но если слово Божие является истиной, то не должно быть противоречий с практикой. Может быть, мы его не правильно понимаем? А может быть, главная проблема лежит вообще не в Библии, а в нас? Мы все (мужчины и женщины.) не можем жить правильно. Каждый защищает свою свободу, которую хочет иметь, но не имеет.  Каждый хочет иметь уверенность в себе, признание, избавиться от чувства неполноценности. Мужчина втайне (может быть, и от самого себя) гордится, что он не женщина; женщина мучается от своей “второсортности”. Но ни мужчина, ни женщина, не являются подлинно свободными, потому, что, если бы они были такими, то не было бы такого чувства гордости или неполноценности, разделения только по половому признаку. Скорее всего, был бы введен принцип: кто лучше объективно, кто имеет способности или дар. Христос сказал (да еще и по отношению к Ветхозаветной предназначенной к строгому выполнению заповеди): “Суббота для человека, а не человек для Субботы” (Мк. 2:23-28). Конечно, только это нельзя считать доказательством или позволением.

К более же подробному рассмотрению этого вопроса на основании Библии мы теперь и перейдем.

II. Предлагаемое решение.

Многие полагают, что существует чистое понимание Библии, понимание ее так, как она была написана, открываемое Духом Святым. Но это, вообще говоря, неверно. Хотя бы потому, что почему-то разным людям и разным церквам “Дух Святой” открывает по разному (достаточно вспомнить войну христиан по вопросу языков и даров Духа Святого). Так же и метод доказательства “стих против стиха” часто не работает, потому, что может получиться, что порой Библия “противоречит” сама себе. Например, в Еф. 2: 8-9 написано : “Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился”. Иаков же говорит (Иак. 2:24), что “человек оправдывается делами, а не верою только”. Но если мы посмотрим шире на то, что говорит тот же Иаков (Иак. 2:14-26), посмотрим контекст, если мы посмотрим вообще на все учение Нового (да и  Ветхого) Завета по этому вопросу, то увидим, что первое место является более важным, имеющим больший вес при рассмотрении вопроса о спасении, чем второе.  Это означает не то, что эти места не одинаково Богодухновенны, но то, что первое описывает более общую  идею, принцип, а второе — более частное применение в конкретной ситуации. И тогда “противоречие” легко снимается* : мы спасаемся по вере, и только по вере, но наша вера выражается в конкретных делах.

Поэтому, если кто и говорит, что у него “чистое” понимание, он не толкует Библию, а передает ее “так, как она есть”, то это не так. У него  есть свой способ толкования, он систематизирует определенным образом места из Библии, он имеет общую идею, которую подтверждает библейскими отрывками. Да без этого и не возможно, это естественная и в какой-то степени автоматическая, способность нормального человеческого мышления. Без осмысления, систематизации, выделения общего, мы не смогли бы ориентироваться в окружающем мире, он представлялся бы нам состоящим из каких-то несвязанных между собой обрывков неизвестно чего.

Таким образом, мое понимание вопроса о служении женщин представлено здесь в двух частях. В первой излагается главный принцип, согласно которому, (во второй части), рассматриваются конкретные места Писания, говорящие о служении женщин и о женском лидерстве.

1. Основной принцип.

Христианство является, если можно так сказать, религией Духа. А точнее — жизнью по Духу, выражением живой веры. Именно в этом состоит одно из отличий его от выдуманных людьми религий. Христианство — это не свод внешних запретов и позволений, согласно которым мы должны жить, подстраивать свою жизнь под них. Это внутреннее, глубокое (до самых глубин нашего существа) изменение нас самих, произведенное (и производимое) Богом через нашу веру в жертву Иисуса Христа  (Рим. 8:9, 1 Ин. 3:9, Еф. 2:5-6 и др.) И христиане призываются в первую очередь “познавать Христа” (Флп. 3:8-15),  “крепко утвердиться Духом во внутреннем человеке” (Еф. 3:16-19), “исполняться Духом” (Еф. 5:18) и т.д. , т.е. иметь внутреннюю жизнь особого качества. В этом и состоит самая суть Нового Завета, который Бог  заключил с людьми : “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они  будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить : “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому, что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.”  Этот Завет отличается качественно от прежнего ( Ветхого) тем, что  это особое откровение Бога каждому, изменение сердца человека и жизнь в соответствии с этими изменениями, а не по внешним, хотя и святым заповедям. Этот вопрос обсуждается Павлом в Посланиях к Римлянам и Галатам. Он рассматривает взаимоотношение этих двух заветов и отношение христиан к выполнению  закона Божьего. Он говорит, что мы должны “служить  Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.” (Рим. 7:4-6), что мы призваны “поступать по  Духу” (Гал. 5:13-26). И хотя конкретно все эти места имеют отношение к Ветхому  Завету, но они описывают принцип отношения к внешним законам и заповедям вообще, показывая принципиальное отличие жизни по вере (по Духу)  и исполнение каких-либо постановлений. Ведь самим, высшим законом Бога является любовь, милость и пр. (Мат. 22:34-40). И нужно следовать этому закону, жить по Духу, хотя бы и какие-то  достаточно внешние постановления могли бы и быть нарушены (ср. Мк. 2:23-28) . Это кажется очень смелым, позволяющим любые недозволенности. Но это то, что говорит  ап. Павел, это то, к чему призываются все христиане : “К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается : люби ближнего твоего, как  самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю : поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти  : они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны ; они суть : прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.  Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать” (Гал. 5:13-26). Так как мы  — христиане, мы должны научиться сами выбирать и разбираться где добро, а где зло. Будучи свободны от всяких правил и запретов уметь и иметь мудрость поступать правильно. К  этому мы призваны, а не к порабощению какими-то законами. И  законы и заповеди в Библии (в т.ч. и в Новом Завете) — являются направляющими, а не предписывающими.

Такое понимание  новозаветных (и вообще библейских) постановлений обуславливает и подход к пониманию и применению их к нам сегодня. Это предполагает, что не все мы можем автоматически, “один к одному” перенести в наши дни, а лишь то, где ситуация подобна, или если этого нет, перенести лишь общий принцип в нашу ситуацию[5]. И можно выделить несколько критериев, по которым можно будет определить, должно или не должно быть применимо к нам какое-то конкретное установление из-за, например, различий в культуре того времени и нашего :

?    место звучит странно для нас (непонятна логика, обоснование причин);

?    место звучит абсурдно для нас (мы не видим практических причин делать так, более того — практика может свидетельствовать об обратном);

?    в то время читатели видели логику, для них это не было абсурдно, существовали практические, реальные причины для действий таким образом, которые не существуют сейчас;

?    поступать в соответствии с данным постановлением является нейтральным или даже злым по какой-то причине.

2. Свидетельство Библии.

2.1. Места, подтверждающие служение женщин.

Ключевым местом, выражающим учение Нового Завета относительно положения женщин, является  Гал. 3:26-28. Оно является главным, основным, т.к. именно в Послании  к Галатам ап. Павел  рассматривает взаимоотношения Ветхого и Нового Заветов, показывает, что мы имеем во Христе. А другие места — применение его в той или иной ситуации. И данный отрывок нам говорит о новом отношении, положении (особенно той части общества, которая так или иначе не считалась полноценной : язычники, рабы, женщины), которое приходит через веру и христианское крещение. Данное место не отменяет половых различий между мужчиной и женщиной, но здесь мы видим отмену их религиозного неравенства[6]. Женщина не только равна мужчине в вопросе спасения или отношений с Богом, но и является полновесным членом  христианской общины[7], (так же, как рабы и язычники).

Это звучало очень реформаторски в то время, т.к. женщина тогда была почти как  вещь, почти как раб[8]. Женщины были вне общества : они практически не имели возможности получать образование, участвовать в политической и социальной жизни, участвовать в религиозном служении, кроме общего повиновения и участия в праздниках. Вся жизнь женщины ограничивалась браком, детьми и домом. И, более того, в межзаветный период и в период Нового Завета отношения иудеев к женщинам начали  становиться все более отрицательными, вплоть до явной ненависти. И повседневная жизнь женщин становилась все более ограниченной[9]. Так же ограничивалось и участие женщин в публичном поклонении* . Но в Новом Завете мы видим примеры совсем другого отношения.

В Евангелиях, например, имеется очень много историй о женщинах. Матфей включил в генеалогию Иисуса четырех женщин, что не являлось практикой того времени. Лука показывает контраст между верой Марии и неверием Захарии (Лк. 1:18-20,38,45). И все Евангелия изображают Иисуса как того, кто полностью принимает женщин, независимо от статуса или положения, что контрастировало с учением иудеев того времени[10]. Например :

?    Он реагировал на нужды женщин не меньше, чем на нужды мужчин (Мк. 1:29-31, 5:35-43, 7:24-30, Лк. 7:11-15, 8:24-30 и др.);

?    Он учил женщин вместе с мужчинами и одобрял их, когда они приходили учиться у Него (Мат. 14:21, 15:38, Лк. 8:1-3, 10:41);

?    Он говорил с ними в публичных местах и говорил о глубоких духовных вопросах (Ин. 4:6-27), хотя они считались неспособными для этого в то время;

?    Он, так же, как и Петру и другим ученикам, открыл Себя Марфе, которая исповедала Его Сыном Божиим (Ин. 11:27, ср. Мат. 16:16);

?    Он не только принимал служение Ему женщин, но и использовал их для распространения Евангелия (Ин. 20:17-18,  Мат. 28:10, Ин. 4:28-30, 39).

Более того, Евангелия порой изображают женщин — учеников выше мужчин: они , например, стояли при распятии Иисуса, когда остальние скрылись (Мат. 27:55, Лк. 23: 43, Ин. 19:25); были посланы Иисусом как первые свидетели Его Воскресения (Мк. 16, Мат. 28:1-10, Лк. 24:1-11, 22-25, Ин. 20), хотя по иудейским законам свидетельство женщины не имело силы[11]. Но, хотя Двенадцатью Апостолами были только мужчины (это объясняется тем, что для большей эффективности в то время подошли бы лучше мужчины из-за существовавшего в то время большего уважения и доверия к мужчинам, чем к женщинам), тем не менее, женщины в Евангелиях имеют не меньшее ( а порой и  большее) положение и статус, чем мужчины, для того, чтобы  разбить существовавшее в то время пренебрежение к ним.

Деяния Апостолов описывают женщин таким же образом, как и Евангелия : женщины являются полноправными членами христианской общины[12]. Лука специально подчеркивает, что как мужчины, так и женщины были крещены (Деян. 8:12, 16:15);  женщины были с мужчинами в молитве (Деян. 1:14); присутствовали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1), цитируя Иоиля, Петр ссылался на “дочерей” и “рабынь”, выделяя, что Дух Святой изольется на всех (Деян. 2:18); церковь собиралась для молитвы в доме Марии, матери Иоанна Марка. И, хотя в Деяниях содержится много упоминаний о женщинах (Лидия, Тавифа, мать Тимофея, пророчицы — дочери Филиппа и др.), но Лука не говорит о женщинах — лидерах  за исключением, правда, Прискиллы, которая вместе со своим мужем учила Аполлоса (Деян. 18:2, 18, 26 , Рим. 16:3-4, 1 Кор. 16-19). Это объясняется тем, что главной целью его повествования было показать служение двух апостолов — Петра и Павла и поэтому он писал выборочно, не описывая все , что происходило тогда. Но даже в этом случае можно видеть равное положение в церкви женщин и мужчин.

В Посланиях, особенно ап. Павла, мы видим много примеров женщин, игравших активную роль в церкви. Это, например, Прискилла, Мариам, Трифена, Трифоса, Персида, Еводия, Синтихия, которые описываются как соработники в Евангелии, (Рим. 16:3-4, 6, 12,  Фил. 4:2-3). В этих местах не сказано, кем они являлись в церкви. Они могли быть, например, евангелистами, учителями или кем-либо еще, занимавшими выдающееся положение в церкви, т.к. Павел не делает различий между их служением и его, а описывает их как своих сотрудников, делающих то же дело. Также Фиву (Рим. 6: 1-5) Павел представляет как дьякона (человека, имеющего административную ответственность) или, возможно, как  служителя Божьего Слова, как он сам (т.к. слово “дьякон” переводится просто “служитель” и в Посланиях Павла обычно употребляется для обозначения его сотрудников[13]. Он называет ее “помощником” многих или, точнее, “покровителем”, т.е. она могла быть собственником дома, в котором церковь собиралась и, следовательно, иметь уважение[14]. Так же в Рим. 16:7 скорее всего описывается женщина Юния* , которая могла быть либо апостолом как Варнава, Сила и др.(что более естественно следует из самого текста и наиболее вероятно)[15], либо хорошо известна в кругу апостолов[16], что также говорит об ее выдающемся положении. Эти и другие примеры в Посланиях показывают, что женщины были полноправными членами церкви во всех отношениях.

Весь Новый Завет утверждает равенство мужчин и женщин, равенство перед Богом, равенство в церкви, равенство в служении. И мы имеем также исторические и археологические свидетельства того, что женщины в ранней церкви становились священниками и епископами[17], могли быть дьяконами, помощниками дьяконов, учителями, старейшинами (или пресвитерами)[18]. Это в более позднее время (II — III в. н. э.) начался период некоторого ограничения по отношению к женскому лидерству[19], а некоторые из отцов церкви были открыто женоненавистниками[20].

Но не только в Новом, но и в Ветхом Завете, можно видеть примеров лидеров  — женщин. Наиболее известным из них  является Девора и ее служение (Суд. 4:1 — 5:31 ). Она была замужем, но тем не менее была судьей, т.е. политическим, социальным и религиозным лидером всей страны (Суд. 4:40. И весь Израиль признавал ее лидерство, мудрость, власть от Бога (Суд 4:50. Событие же, когда она попросила Варака пойти войной против Сисары не умаляют ее роль лидера, и показывают, во-первых, ее преимущество перед ним (он согласился пойти лишь в том случае, если она пойдет с ним ( Суд. 4:8-9)); а, во-вторых, ее (и, конечно, Бога !) нежелание выставить Израиль на позор другим царствам , т.к. женщина считалась никем в то время.   Так же существуют и другие примеры :  Мариам (Исх. 15:20), Олдама (4 Цар. 22:14), жена Исайи (Ис. 8:3) и др.

2.2 . Места, кажущиеся ограничивающими служение женщин.

В Новом Завете существует  3 места, которые можно понять как запрещения для женщин быть лидерами в церкви.

1 Кор. 11 : 2 — 16

Достаточно странно, что это место применяют для ограничения служения женщин. Во-первых, главной темой данного отрывка является единство церкви и связанные с этим проблемы и вообще ничего не говорится о запрещении или позволении лидерства женщин. И единственно, что ап. Павел здесь говорит, так это то, чтоб женщины имели подобающий внешний вид, не вызывающий проблем ни в церкви, ни для неверующих. Они, имея полную свободу во Христе, не должны ни уподобляться мужчинам,  а оставаться женщинами[21], ни принимать облик проституток[22].

А во — вторых, сам себе текст подразумевает, что женщины могли пророчествовать в церкви (5 ст.). Пророчество же подразумевает и наставление, и учение (ср. 1 Кор.  14 : 3-4 и далее ). Так что лучше этот отрывок расценивать как подтверждающий лидерство женщин.

1 Кор. 14 : 33б-35

Следует заметить, что этот отрывок однозначно говорит не о женщинах и мужчинах вообще, а о женщинах и мужьях и призывает к порядку в церкви[23]. Так же интересно, что основанием молчания женщин является не место из Библии (его нет), а Иудейский закон, отличавшийся пренебрежительным отношением к женщинам[24]. И само повеление молчать, конечно, не может относиться к полному безмолвию, т.к. это противоречило бы 1 Кор. 11 : 5 (где говориться, что женщины могут пророчествовать и молиться в церкви). Точного же и ясного понимания того, к каким ситуациям в Коринфе это относилось и почему это необходимо им было писать, на данный момент не существует. Но есть несколько гипотез, объясняющих это :

1. В этом отрывке Павел цитирует Коринфян[25] и в 36 — 38 ст. выражает свое неодобрение их позиции пренебрежения женщин.

2. Этот отрывок не был написан Павлом, а является более поздней  вставкой[26].

3. Это могло быть связано с тем, что публичные выступления жен в присутствии их мужей были недопустимы в то время[27].

4. Это могло быть запрещение болтовни во время служения[28].

5. Этот отрывок мог быть небольшим отступлением и относиться к специфическим вопросам церковного порядка, немного отличных от уже перечисленных в контексте (12 — 14 гл.) Например, были проблемы с осуждающими пророчествами. или др.[29].

6. И, возможно, наиболее вероятным толкованием является то, что женщины во время служения задавали вопросы говорящему и ап. Павел разрешает здесь эту проблему[30]. В древнем мире было распространено. что слушатели прерывали учителей вопросами. Но считалось оскорбительным, когда эти вопросы удалялись от рассматриваемой темы[31]. А так как женщины были менее образованными в то время, чем мужчины, то им пришлось бы дольше объяснять и давать ответы на понятные для  многих вопросы. Поэтому Павел, продолжая обсуждение порядка в ходе служения (26-33 ст.), решает и эту проблему. Он предлагает женщинам не задавать полемических вопросов во время служения, но т.к. они должны быть образованными, получать частные уроки дома от их мужей[32], подняться до их уровня. Но какое бы толкование ни было правильным, оно не может содержать идею молчания всех жен в церкви всегда, т.к. сам Павел подразумевает, что они будут говорить и учить ( ср. 1 Кор. 11 : 3-5 ) , а должно выражать подчинение менее мудрого более мудрому, научение менее образованного более образованным.

1 Тим. 2:8-15

Хотя многие оспаривают авторство ап. Павла этого послания и приписывают его более позднему автору[33], мы, тем не менее будем придерживаться традиционной точки зрения, т. е. , что автором был ап. Павел.

Это место, как и предыдущее, описывает взаимоотношения жен и мужей, только в более широком смысле (т. е., возможно, не только в церкви). Оно не относится к мужчинам и женщинам вообще, т. к., во — первых, здесь используются слова, которые практически всегда употребляются в контексте, относящемся к семейной жизни ( в 1 Кор. 1:7, Рим. 1:26-27, Гал. 3:28 — другие слова)[34]. А во — вторых, к незамужним не могли относиться слова в 15 ст., а так же и ссылка на Адама и Еву указывает на взаимоотношения в браке[35].

Интересно, что причина по которой жены должны подчиняться своим мужьям, является отражением иудейской трактовки Быт. 2 — 3[36], согласно которой женщина была чуть ли не воплощением зла. Сам же отрывок Быт. 2 — 3, как сейчас признается, говорит о том, что предназначение женщины как “помощницы” не обозначает ее более низкое положение, но скорее всего показывает незавершенность мужчины без женщины и деление Евы из ребра Адама символизирует их необходимое единство. Подчинение же женщины описывает, а не предписывает роль женщины после падения[37]. Но это противоречие достаточно легко разрешается, т. к. как известно, в древней риторике, при доказательстве чего-то, не было необходимости применять те же самые аргументы, из-за которых человек действительно придерживался данной позиции[38]. Действительной же причиной могла быть реакция на злоупотребление свободой (описанной в Гал 3 : 28) или ограничение на какие-то частные неправильные поступки[39]. Так же не стоит забывать, что жены были вообще менее образованы, чем их мужья и часто[40], были намного младше их, что естественным образом подразумевает их позицию учащихся, а не учащих.

В наше время положение изменилось : женщины получили возможность иметь образование, они имеют социальный статус такой же, как и мужчины, признано, что мужья и жены должны равным образом заботиться о своих семьях и пр. Поэтому многие “прямые” указания Писания просто не подходят для нашего времени. Но подходят принципы, которые формулируются ниже.

3. Выводы.

Таким образом, можно заключить, что основным принципом, применяемом к служению женщин, будет изложенное в Гал. 3 : 28 : “ нет ни мужского пола, ни женского во Христе Иисусе “. И теоретически женщина имеет такие же права для служения, как и мужчина. На практике же следует руководствоваться тем, что будет лучше в каждой конкретной ситуации и выбирать для служения лучших, не зависимо от их половой принадлежности. И главное, чтоб человек стремился к служению не из неправильных побуждений ( самоутверждение, самовозвышение, желание власти и пр. ), а сначала разрешил свои внутренние проблемы.

Так же необходимо отметить, что женщина всегда должна оставаться женщиной, не стремиться быть мужчиной или подражать им. Самое лучшее для человека — быть самим собой и стремиться к лучшему в своем собственном положении, а не играть чужие роли. Тем более, что в нашем обществе все равно существует культурное разграничение мужчин и женщин, да и чисто биологически, физиологически ..9 например, рождение детей ) женщина не может быть такой же, как и мужчина.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень жаль, что большинство церквей у нас в России живет по принципу “меньше знаешь — счастливее живешь”, закрывая на многое глаза и строя себе призрачный мир. Но долго так продолжаться не может. Пора, давно пора начать серьезно подходить к решению различных практических вопросов, к изучению Библии. Это касается и рассматриваемого вопроса о женском служении. И не получится принебречь этим. Хотя конечно, можно, как страус, спрятать голову в песок и “защититься” таким образом. Но такая политика, во-первых, свидетельствует о бессилии и неспособности решить этот вопрос, а во-вторых, приведет ни к чему иному, как к очередным проблемам в церквах, а то и к разделению. И будем мы переписывать Библию и вставлять вместо слов “братья” — “сестры”, унижать и оскорблять друг друга. Давайте не будем делать этого безумия!


ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

* Мариам была лидером только среди женщин (Исх. 15:20), хотя у Филиппа-благовестника были дочери- пророчицы, тем не менее было необходимо, чтоб пришел пророк Агав (Деян. 21:8-11) и пр.

* Психологи, конечно отмечают, что женщина по своей природе более эмоциональна, чем мужчина. Но во-первых, они не говорят, что это применяется абсолютно ко всем  и ярко выражено у всех       ( а уж  тем более не говорят  о присущей какому-то одному полу способности к лидерству). А во-вторых, как и мужскую “холодную расчетливость”, так и “женскую изменчивость” нельзя считать каким-то особым преимуществом, если у человека присутствует только одно из этих качеств. У душевно здорового, гармонично развитого человека (каким и должен быть христианин) должна присутствовать и трезвость мысли и мягкость сердца, и логичность, и непосредственность, и холодная строгость и сочувствие (Гал. 5:22-23, 1 Кор. 13:4-8,14:20 и др.)

* И еще более смешно то, что в такой семье, где глупому мужу подчиняется его мудрая жена (и он сам так думает!), реально она является главой семьи, т.к. она, хотя и подчиняется внешне , на практике крутит им, как хочет, по принципу  “муж — голова, а жена — шея, куда шея повернет, туда голова и посмотрит”. Так же и в церкви.

* Особенно, если рассмотреть и такие вопросы здесь, как возрождение, жизнь по Духу и пр.

* Известно, например, что храм Ирода имел отдельный женский двор, находящийся на 15 ступеней ниже, чем мужской (The International Standard Bible Encyclopedia / Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. —  h.1093; Нюстрем Эрик. Библейский  словарь / Пер. с шведского под ред. И. С.  Свенсона, 1993 . —  с 483.

* Женское имя Юния было очень распространено, в то время как краткое мужское не встречается в доступных нам источниках из Рима. Предположения о том, что это мужское имя основываются на допущении, что женщина не может быть апостолом, а не на каком-либо доказательстве из самого текста.


[1] напр., Девельт Дон. Церковь в Библии /Пер. с англ. — М.: “Протестант”, 1994. — стр .144-145.

[2] см. для евангелиста: Девельт  Дон. Церковь в Библии /Пер. с англ. — М.: ”Протестант”, 1994. — стр . 151-161.

[3] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1097.

[4] Нюстрем Эрик. Библейский словарь  / Пер. со шведского под ред. И. С. Свенсона, 1993. — с. 245.

[5] Introduction to Biblical Interpretation — pp. 406-425.

[6] Bruce F. F. Epistle to the Galations [NIGTS, 1982]. —  pp. 187-191.

[7] The International  Standard Bible Encyclopedia  /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. —  p. 1095.

[8] The International Standard Bible Encyclopedia / Gen. editor Geoffrey  W. Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan.  — pp. 1089-1094.

[9] The International Standard Bible Encyсlopedia / Gen. editor Geoffrey W.  Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1093.

[10] The International Standard Bible Encyсlopedia / Gen. editor Geoffrey W.  Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p.1094 — 1095.

[11] The International Standard Bible Encyсlopedia / Gen. editor Geoffrey W.  Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p.1094-1095.

[12] The International Standard Bible Encyсlopedia / Gen. editor Geoffrey W.  Bromiley, 4 Vol. Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p.1095.

[13] Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 589.

[14] Keener C. S. Paul, Women and  Wives : Marriage and Women’s  Ministry in the Letters of Paul. —  Peabody, MA : Hendrickson, 1992. —  pp. 237-240.

[15] Dictionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne? Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 589;

Granfield C. E. B. ICC on Romans, 1979. — pp. 788-790 ;

Scholer D. H. Daughters of  Sarah, 1980. — pp. 5 f.

Bible Work, Robertson’s  Word  Rictures (Rom. 16: 7).

[16] Bible Work, Robertson’s  Word  Rictures (Rom. 16: 7).

[17] Nanally Cox J. Foremothers, 1981. — pp. 128 f.

[18] Horsley  G. H. R. New Dokuments Illustrating  Early Christianity, 1981. — p.121;

Gryson R. Ministry of Women in the Early  Church , 1976. — pp. 90 f.

[19] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1097.

[20] Danielou J. Ministry of Women in the  Early  Church. 2nd ed., 1974. — p.25.

[21] Вернер де Боор. Первое послание апостола Павла к Коринфянам ( Вуппертальское изучение Библии) /пер. с англ. — Корнталь : “Свет на Востоке” , 1989. — с. 193 — 194;

The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1095.

[22] Мельников А. Коринфские впечатления  // “Протестант”,  нояб. 1992. — с.5;

Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 584-589.

[23] Толкование Новозаветных посланий и книги Откровение. / пер. с англ., гл. ред. русск. перевода Пл. Харчлаа. — СЕО, 1992. — с.239-240.

[24] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1095.

[25] Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 590.

[26] Вернер де Боор. Первое послание апостола Павла к Коринфянам ( Вуппертальское изучение Библии) /пер. с англ. — Корнталь : “Свет на Востоке” , 1989. — с. 262;

Fee G. D., The First  Epistle to the Corinthians. — Grand Rapids: Eerdmans, 1987. — pp. 699-705.

[27] Вернер де Боор. Первое послание апостола Павла к Коринфянам ( Вуппертальское изучение Библии) /пер. с англ. — Корнталь : “Свет на Востоке” , 1989. — с. 262 — 263.

[28] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1095.

[29] Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 590.

[30] Griles R. Created Woman : A Fresh Study of the Biblical Teaching. —  Canberra : Acorn, 1985/ — p.56.

[31] см. Плутарх. На лекциях.

[32] Keener C. S. Paul, Women and Wives : Marriage and Women’s Ministry in the Letters of Paul. —  Peabody, MA : Herdrickson, 1992. — pp. 80 — 85.

[33] Гатри Д. Введение в Новый Завет (Пер. с англ. — С.-Пб. : “Богомыслие”, “Библия для всех”, 1996. — с.467 — 502..

[34] Beale G. R.  цит. по The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1098-1099.

[35] Толкование Новозаветных посланий и книги Откровение. / пер. с англ., гл. ред. русск. перевода Пл. Харчлаа. — СЕО, 1992. — с.240.

[36] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1095.

[37] The International Standart Bible Encyclopedia /Gen. editor Geoffrey W. Bromiley, 4 Vol. — Eerdmans, Grand Rapids, Michigan. — p. 1090 — 1091.

[38] Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 584 — 585.

[39] Williams D. The  Apostle Paul and Women in the Church, 1977. — 112-114.

[40] Diсtionary of Paul and  his Letters /   Edit. :  Gerald F. Hawthorne, Ralph P. Martin. —  Intervarsity Press, 1993. —  p. 587.


PAGE \# «‘Стр: ‘#’
‘»   [БТ1]