Киники

Киники считали этику центром своего учения. Они заявили, что жизнь киника является “кратчайшей дорогой к добродетели” (Диоген Лаэртский .6:104) (Диоген Лаэртский 1986: 247). Всем своим поведением они старались показать свое призрение к нормам общества. Один внешний вид чего стоил, они ходили босиком и настригли волос.

Киники были выходцами из бедных слоев общества и их образ жизни может подтвердить их общественное происхождение. Они не имели собственных домов, ели, что попадалось под ругу, спали , где “застанет ночь”, ходили по дорогам и населенным пунктам, Они всегда находились в толпе, критикуя и уча народ (Нахов 1992: 141-142). Например, Диоген, один из самых популярных киников, утверждал, что внешнее благо непрочно. но есть внутреннее благо. Безразличие к земным благам может освободить людей от страха ( Рассел: 251). Хочу привести, по моему мнению, байку о Диогене, которая характеризует его этический облик. “Однажды Диоген заметил, что какой-то мальчишка пьет воду прямо из горсти. “Он превзошел меня!” – закричал мудрец и, вытащил из рваной сумы убогую чашу, тут же ее разбил. “Зачем мне это излишество?” (Античный анекдот: 50). К первому веку до н.э. кинизм пришел в упадок, ничего нового не привносили в свое учение (там же: 204), поэтому я не буду много останавливаться на этой школе. Можно предположить, что свои обоснования аскетизма раннее христианство “подсмотрело” у киников.