Коллективное руководство

Что можно определенно сказать о коллективном церковном руководстве?

Первое: в Библии всегда говорится о пресвитерах во множественном числе. Исключение составляют только те места, где речь идет о пресвитере, как об индивидууме (1 Тим. 3:1-2), но даже и в этих случаях контекст подразумевает множество.

Второе: слово церковь, когда оно употребляется в смысле поместной церкви в специфической обстановке, включает в себя всех верующих, находящихся в данной местности, независимо от того, собираются ли они регулярно вместе или нет. Так, например, Лука говорит о «церкви в Иерусалиме» (Деян. 8:1). Однако мы знаем из Писания, что все иерусалимские верующие не могли продолжать собираться в одном месте. Для этого не было подходящего помещения, да если бы оно и было, то вряд ли им позволили бы собираться вместе. Сначала они собирались в храме (2:46). Однажды, вскоре после того, как церковь была основана, верующие собрались в притворе Соломона послушать проповедь Петра. В результате тут же Петра и Иоанна арестовали (3:11; 4:1-3). В конце концов, гонение распространилось на всю церковь, и Лука отмечает: «…и все, кроме апостолов, рассеялись по разным мест

Иудеи и Самарии» (8:1). А до этого верующие собирались по домам (2:46).

Ефесская церковь может служить другим таким примером. Лука пишет: «…послав в Ефес, он призвал «пресвитеров церкви» в том городе (Деян. 20:17). Итак, о пресвитерах сказано во множественном числе, тогда как о церкви — в единственном, то же самое сказано и в отношении иерусалимской церкви (21:18). И снова нет никакого указания, что церковь имела какое-то постоянное или хотя бы временное место для своих собраний, как это принято в Америке в нашем XX веке. Конечно, апостол Павел на протяжении двух лет проводил собрания с верующими (и, вероятно, с неверующими) каждый день в училище некоего Тирянина (19:9-10). Однако из контекста становится ясно, что это были не регулярные богослужения, проводимые с целью церковного общения, поклонения и назидания. Несомненно, что для этого верующие и в этом городе собирались по домам.

Мы не можем найти никакого упоминания о церковных помещениях, соответствующих нашим представлениям, вплоть до III века нашей эры. Археологи нашли в Сирии в древнем поселении, носившем название Дара Еуропус, остатки помещения, которое, по всей видимости использовалось, в основном, для проведения регулярных христианских собраний. Это помещение было частной собственностью какого-то богатого человека. Построено оно было где-то в 232 — 233 году нашей эры.

Прежде, чем сделать какие-то заключения, рассмотрим еще один новозаветный пример. Павел оставил Тита на Крите помочь новообразовавшимся церквям решить их организационные проблемы. Задача Тита состояла в том, чтобы он «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5). Снова слово «пресвитеров» стоит во множественном числе. Но речь идет также и не об одном городе. Тем не менее, можно придти к мнению, что Тит должен был поставить в каждом городе больше, чем по одному пресвитеру.

Считая, что «домашние церкви» на Крите были местами регулярного общения верующих, как это было повсюду в других местах во времена апостолов, мы можем поставить несколько интересных вопросов (см. схему 12).

Был ли в каждой домашней церкви свой пресвитер? Если да, то это нисколько не противоречит тому, что сказано в отношении иерусалимской и ефесской церквях. Это просто должно означать, что в этих городах было больше, чем по одной церкви.

Имела ли каждая домашняя церковь больше, чем одного пресвитера. Возможно, однако, вероятно только в тех случаях, когда речь шла о необыкновенно больших церквях. Это вполне возможно, так как тогда у некоторых верующих были такие большие дома, что в них могло собираться до 500 человек. С практической точки зрения нужно было иметь больше, чем одного пресвитера, чтобы надлежащим образом управлять или пасти такое количество верующих.

На основании примеров, взятых нами из Библии, вполне можно заключить, что иерусалимская, ефесская и другие церкви в городах на Крите имели более, чем по одному пресвитеру. То же самое можно сказать о Листре, Иконии и Антиохии Писидийской, раз Павел и Варнава рукоположили «им пресвитеров в каждой церкви» (Деян. 14:23). Однако чего-то более конкретного мы не можем сказать! Священное Писание не говорит нам ничего о структуре церквей и о деятельности нескольких пресвитеров в данной поместной церкви. Тем не менее, можно сделать несколько практических выводов’4 из того факта, что новозаветные церкви имели более, чем по одному пресвитеру или епископу. Но об этом мы будем говорить позже.

5. Эти духовные лидеры возлагали определенную ответственность за восполнение культурных нужд церквей на других подходящих для этой работы мужчин и женщин.

Пресвитеры были не единственными лидерами, на которых, согласно Новому Завету, возлагались определенные обязанности в делах поместных церквей. В Библии говорится о дьяконах и дьякониссах.

В Послании к Тимофею, который находился тогда в Ефесе, Павел говорит прежде всего о качествах, необходимых для пресвитеров (1 Тим. 3:1-7). Затем он говорит о качествах, которыми должны обладать дьяконы-мужчины, (3:8-10,12) и дьякониссы — женщины, служащий в церкви (3:11).10

ЛИДЕРЫ КАЧЕСТВА ФУНКЦИИ
Пресвитеры или епископы указаны Пастора и учителя (сверхкультурные)
Дьяконы и/или дьякониссы указаны МЕНЯЮТСЯ

(культурные)

Схема 13. Сравнение лидеров

Функции дьяконов и дьяконисс. Что эти люди должны были делать в церквях? Некоторые могут удивиться, узнав, что библейские авторы не уточняют обязанности этих выборных лиц, как не уточняют их для пресвитеров. Писание ясно говорит о качествах, которыми должны обладать те и другие, но оставляет открытым вопрос об обязанностях дьяконов и дьяконисс (см. схему 13).

Почему это так? С одной стороны, снова мы имеем дело с вопросом, как важно понимать, культуру. Роль пресвитеров не зависит от культурных особенностей, т.е. роль пресвитеров сверхкультурная. Независимо от того, в каком обществе живут верующие, они всегда нуждаются в управлении, пастырской заботе и учении Слова Божьего и в других духовных видах церковного служения. С’ другой стороны, культурные нужды зависят от различных внешних условий и бывают разными по временам даже в одном и том же обществе.

Это хорошо видно на примере иерусалимской церкви. Когда эллинскими вдовами начали пренебрегать при распределении пищи (Деян. 6:1-7), апостолы предложили избрать семь человек, которым было поручено исправить создавшееся положение. Хотя в этом месте Писания и не сказано, что они были дьяконами, ясно, что речь идет именно о дьяконском служении. Позже, когда церковь рассеялась, необходимость в таком служении отпала. По крайней мере, двое из семи, Стефан и Филипп, стали евангелистами (Деян. 7-8).

Обратите внимание на одну вещь. Павел, повелевая Титу «поставить пресвитеров по всем городам» на Крите (Тит. 1:5), ничего не говорит о дьяконах. Однако Тимофею, находившемуся в Ефесе, он дает указания, не только относительно пресвитеров, но и относительно дьяконов и дьяконисс. Почему? Изучая места Писания, говорящие о руководстве в поместных церквях, можно придти к выводу, что причина этого

заключается в культурных особенностях. Церковь в Ефесе была основана раньше и к тому времени уже имела какой-то опыт. В то время, когда церковь росла, развились культурные нужды. На Крите же церкви были только, что образованы. Здесь нужно было прежде всего назначить пресвитеров, заботившихся о духовных нуждах, и именно так поступили Павел и Варнава в Листрах, Иконки и Антиохии Писидийской (Деян. 14:21-23). Ясно, что и на Крите были избраны дьяконы, когда в этом появилась необходимость.

6. Духовные лидеры избирались на основании их духовных качеств.

Два места Писания говорят о качествах, необходимых для пресвитера (1 Тим. 3:1-13; Тит. 1:5-9). Причем в Послании к Тимофею перечисляются качества пресвитеров, дьяконов и дьяконисс. Тогда как в Послании к Титу речь идет только о пресвитерах.

Хотя каждый «профиль духовного развития» можно рассматривать как полный и независимый один от другого, неплохо рассмотреть их в сравнении и тогда мы более точно поймем, какие именно духовные качества Бог хочет видеть в церковных лидерах. Далее приводится комбинированный перечень этих качеств:12

1.       Непорочный (1 Тим. 3:2; Тит. 2:7), что означает не имеющий пороков или пользующийся хорошей репутацией. Он не должен подавать повод >для какого-либо обвинения в нехристианском поведении. В общем — у него должна быть хорошая репутация. Это качество является самым важным, и оно поставлено в самом начале перечисления.

2.       Муж одной жены (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6) — это значит, что он не должен иметь интимных связей более, чем с одной женщиной. Учитывая то, что в те времена многие мужчины имели такие связи, становится ясно, почему апостол Павел не допускал, чтобы пресвитер мог позволять себе такое, а должен был хранить верность своей жене.

Таким образом, апостол имел в виду не многоженство, поскольку законы Римской империи запрещали иметь больше, чем одну жену. Не говорил он также о разводах и повторных браках. Просто он констатировал факт, что в обществ, где допускалась внебрачная половая связь, христианин должен быть «мужем одной жены». И поскольку некоторые верующие не отказывались немедленно от своего прежнего образа жизни, Павел ясно указывал, что человек, продолжающий нарушать этот моральный закон, не может занимать руководящую позицию в церкви.

3.       Воздержанный (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8): что означает самовоздержание. Он не должен быть связан своими плотскими похотями. Более того, он не должен уклоняться ни в какую сторону. У него должна быть только одна ясная и определенная цель в жизни. Он должен разбираться в истории. Он должен сознавать, что ему поручено исполнять Великое Господне Поручение независимо от того, какую профессию он имеет. Никакие моральные, политические, материальные или социальные заботы не должны отвлекать его от исполнения главной его обязанности.13

4.       Целомудренный (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8), что означает чувст­вительность, мудрость и беспристрастность в своих суждениях. Он не должен принимать поспешные и поверхностные решения, не подумавши. Он не должен также «думать о себе более, нежели должно думать». Напротив, он должен помнить, что ему самому надлежит «иметь разумное суждение»14

5.
Благочинный (1 Тим. 3:2) — это значит, что его жизнь должна быть порядочной. У него должно быть хорошее поведение. Слово благочинный, происходит от греческого космиос, от которого также происходит и слово «косметика». Глагол космео часто переводится как «украшать или наряжать». Таким образом, Павел использует игру слов. Благочинный христианин — это такой, кто является «украшением Евангелия Божия». Его жизнь является «косметикой» к Евангелию. Благочинная жизнь делает проповедь о Христе привлекательной для других, подобно тому, как косметика делает женщину привлекательной для людей.

6.       Он должен быть страннолюбивым (гостеприимный) (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8), что означает, что он не должен быть самолюбивым, а с охотой делиться своими материальными благословениями с другими. Его семейная и личная жизнь должна отличаться «гостеприимством».

7.       Учителый (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9) значит способный передавать истины Божьи другим; «с кротостью наставлять» и «быть приветливым… учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24-26).|5

8.        Непьющий (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7), т.е. он не должен быть пристрастным к вину. Важно понять, что апостол Павел учит воздерживаться не вообще от употребления спиртных напитков. Конечно, некоторые верующие вовсе не пьют спиртного и особенно в некоторых культурных обстановках, но возводить это в абсолютный библейский стандарт и считать, что будто бы такой именно вывод можно сделать на основании этого места Писания — это неверно. К такому выводу можно было бы скорее придти на основании «краеугольных принципов», изложенных в 14-ой и 15-ой главах Послания к Римлянам и в 8-ой главе Послания к Коринфянам.

9.       Не драчливый, а мирный (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7) значит не быть «задирой», совершающим физическое или словесное насилие, но, напротив, обладать мягким и покладистым характером.

10.   Невздорный (1 Тим. 3:3), т.е. не вступающий в споры ради своего самолюбия.

11.   Несребролюбивый (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7; 1 Пет. 5:2), т.е. он должен исполнять свое служение «не для гнусной корысти» и не должен стремиться к материальному обогащению.

12.   Хорошо управляющий домом своим и держащий своих детей в послушании (1 Тим. 3:4; Тит. 1:6), т.е. пользующийся уважением в своей собственной семье и признанный ее лидером. Павел добавляет: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).

13.   Не должен быть из новообращенных (1 Тим. -3:6): т.е. он не должен быть духовным младенцем в Христе. Он должен быть духовно зрелым христианином, следующим за Господом на протяжении определенного периода времени, т.е. должен успеть показать, что он обратился к Богу по-настоящему и является духовной личностью.

14.   Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (1 Тим. 3:7), т.е. его должны уважать и неверующие люди за его характер и искренность.

15.   Недерзкий (Тит. 1:7), т.е. неупрямый и всегда настаивающий на своем. Он не должен принуждать других соглашаться со своими идеями и мнениями.

16.   Негневливый (Тит. 1:7), т.е. невыходящий легко из себя». Он должен уметь держать себя в руках. Если же он все-таки разгневается (все мы гневаемся), он не должен позволить зайти солнцу в своем гневе (Еф. 4:26).

17.   Любящий добро (Тит. 1:8), т.е. нежелающий зла и греха и не следующий за такими желаниями. Он должен всегда стремиться к тому, чтобы во всем исполнять волю Божью (1 Пет. 5:2).

18.   Справедливый (Тит. 1:8), т.е. честный и непредвзятый. Он должен делать свои заключения на основе праведных и святых принципов.

19.   Благочестивый (Тит. 1:8), т.е. святой, отделенный от греха.

20.   Держащийся истинного слова (Тит. 1:9), т.е. постоянный в вере и послушный Слову Божьему во всем. Он не должен быть лицемером, который других учит одному, а сам делает другое.

Апостол Павел также перечисляет качества, необходимые для дьяконов и для дьяконисс (1 Тим. 3). Обратите внимание на то, что является общим для пресвитеров:

ДЬЯКОНЫ

1.    С достоинством (1 Тим. 3:8)

2.    Недвоязычны (3:8)

3.    Не пристрастны к вину (3:8)

4.    Некорыстолюбивы (3:8)   •

5.    Хранящие таинство веры в чистой совести (3:9)

6.    Беспорочны (3:10)

7.    Муж одной жены (3:12)

8.          Хорошо управляющий детьми и домом своим (3:12)

ДЬЯКОНИССЫ

1.    С достоинством (3:11)

2.    Не клеветницы (3:11)

3.    Трезвы (3:11)

4.    Верны во всем (3:11)

7. Конкретное описание действий пресвитеров и дьяконов в Писании дается редко.

Авторы Священных Писаний говорят о работе духовных лидеров церквей меньше, чем о том, как они работали в церковной жизни. Так например, функции пресвитеров и необходимые для них качества, которые должны проявляться в их повседневной жизни, изложены в Писаний очень подробно. Однако Библия не дает ответа на следующие вопросы:

1.    Какого возраста должны быть эти лидеры?

2.    Как их нужно избирать?

3.    Сколько именно должно быть лидеров в одной церкви?

4.    Как долго лидеры должны служить в данной церкви?

5.    Как эти лидеры могут исполнять свои обязанности наилучшим образом?

6.          Если в церквях не один лидер,  то кто из них должен быть старшим?