Культурная среда христианства

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Культурная среда христианства

Воцарившееся христианство, получив в свое распоряжение всю социо-культурную среду Римской империи немедленно обратило ее для своих целей.

Уничтожение язычества повлекло за собой разрушение ценного культурного наследия, но это происходило от нежелания оскверниться языческим наследием. Вместе с тем греко-римская культура вошла через философские термины и понятия в богословие христианства, через речь и образ мысли в литературу, поэзию и музыку христианства, а через специфическое мироощущение в архитектуру и живописное искусство христианства.

С IV в. христианство не только дает, идеологическую «пищу» всем видам искусства, но и диктует особый подход к искусству. При этом рассматриваемый период характерен тем, что искусство практически перестает жить в своих собственных самостоятельных формах, а живет исключительно в церковном проявлении либо в общенародном, фольклорном виде.

После богословия и риторики второй по темпам развития областью культуры в этот период несомненно стала архитектура. После того, как молитвенные дома построенные в III в. сделались жертвою Диоклетиановых гонений, в IV в. началось строительство пышных и роскошных зданий, христиане быстро забывают, что новый храм — это собрание святых, а не здание и активно строят великолепные и дорогие храмы, которые становятся сосредоточением и центром жизни города.

Преобладающей церковной формой в это время стала базилика. Как правило это прямоугольное здание, часто разделенное в длину несколькими рядами колон на так называемые нефы. Средний неф начинался с полукруглого алтаря, где располагалась кафедра для епископа и сидения для пресвитеров, а часто и места для хора.

В Константинополе стали употреблять другую форму архитектуры — крестообразное здание с куполом на месте пересечения креста, символизирующим небесный свод.

Богослужебные здания стали украшаться дорогими камнями и материалами, иногда стены украшались живописью, очень распространена была мозаика. Обычно церковные помещения окружались двором, в котором находились жилища духовенства, часовни, крестильни и др. подсобные помещения.

Вскоре на служение Церкви была привлечена живопись и скульптура. Священные лица, память о которых составляла особый предмет для почитания, начали в это время изображаться пластическими приемами. В это время появляются живописные изображения мучеников, святых, ангелов и наконец Иисуса Христа. Происходит решительный переход от символического или ассоциативно-аллегорического изобразительного образа к психологическому реализму. Изображения на занавеси, на стене, в мозаике на полу старались в это время передать как можно более правдоподобно и реалистично, хотя и с обязательными нарочитыми элементами абстракции, подчеркивающими духовность происходящего, однако прямых изображений Спасителя еще старались избегать.

Небывалое развитие в это время получает также церковное пение. В ранней церкви в пении использовались в основном ветхозаветные псалмы, но в новых условиях, особенно на Востоке стало активно развиваться народное творчество. Особенно это было заметно в связи с реакцией на деятельность ариан, распространявших свое учение через песни-гимны. Чтобы противодействовать им Василий Великий, Григорий Богослов и др. писали ортодоксальные гимны. Особый след в истории церковной музыки оставил Ефрем Сирин, составивший много поэтических песнопений-баллад в честь мучеников. Изменилась форма и музыкальный строй песнопений. Если в ранней церкви употреблялся главным образом псалмодия-речетатив, с мелодическим вступлением и заключением, то в IV — V вв. появляется мелодичная театральная музыка.

На Западе размерное мелодичное пение ввел Амвросий Медиоланский. Этот музыкальный строй лег в основу важного и торжественного григорианского хорала введенного в богослужебное употребление папой Григорием Великим.

На Востоке, наряду с псаммодированием в церковный обиход прочно вошли гимны как музыкально-поэтические произведения, соединяющие стихотворный текст с песенной мелодией.

Особое место в музыкальном искусстве того времени заняли мелизматические распевы, так называемые юбиляции (восхваления) и аллилуйя. Если для псалмодирования был подаляюще важен словесный текст, в гимнах текст и напев имели равное значение, то в юбиляциях текст практически терял свое значение. Иногда на одно слово приходился настолько широкий мелодический распев, что это можно было считать отдельным выступлением певца с радостными, ликующими а иногда и экстатическими возгласами. В этих произведениях торжествовала мелодия.

Так развивалась христианская культура.