О широте христианского сердца….

Широта христианского сердца… Что значит вообще эта фраза «широкое христианское сердце»?  — это характеристика христианского характера, это мировоззрение, определённое отношение к другим или ещё что-то другое? Применим ли вообще термин «широкое христианское сердце» к людям которые называют себя христианами? На чём зиждется это понятие? Что мы можем узнать об этом в Писании?

Это короткое эссе в какой-то мере отображает мои мысли, вопросы и размышления на протяжении последних 20 лет….в то время когда я жил в Латвии, в стране называемой Советский Союз, так и за рубежом на протяжении последних 14ти лет… Когда я начал задумываться и размышлять над этим вопросом то мне невольно пришёл на память образ одного человека, который был выдающейся личностью своего времени… Этот человек в своё время принадлежал к фарисейской секте Израильского народа, но впоследствии ставший христианином… В его жизни произошли удивительные перемены, полная трансформация – переход от узкого сердца, самоправедного сердца,  сердца наполненного ревностью об Иудейском законе, ревностью которая даже не останавливалась перед убийством человека который не исповедовал его взглядов в отношении поклонения Богу и исполнения ритуалов и религиозных предписаний.

Итак, как вы наверно догадались, речь идёт ни о ком другом как об апостоле Павле. Для того чтобы понять трансформацию этого человека и переход от узкого, сектанского сердца к широкому, любве-обильному сердцу, наполненного благодатью, снисхождением и любовью к другим, мы обратимся к св. Писанию.

Первое упоминание о человеке который позже стал называться ап. Павлом, но в момент его первого упоминания назван Савлом апостолом Лукой, автором книги Деян. Св. Апостолов, мы находим в этой книге в 7ой главе….и что же это за упоминание? Отнюдь не самое приятное и лестное…

Лука мимолётно замечает что «свидетели», которые присутствовали при избиении, а верней при убиении камнями Стефана (первого христ-го мученика), «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» (Д. Св. Ап 7:58).  Мы не знаем поднялась ли рука у самого юноши бросить камень и этим самым поучавствовать в таком «благом и праведном», с точки зрения Иудеев того времени, деянии….нам этого апостол Лука не сообщает… тем не менее Савл присутствовал при убиении Стефана и скорее всего если сам не учавствовал в виду своего возраста, то естественно что одобрял действия своих соотечественников… Какая жестокость скажете вы…..какое зверство….убить человека только за то что он исповедывал другие взгляды!!!! Да, можно так сказать с высоты 21-го века, века политкорректности и толерантности…, но если мы обратимся к 1-му веку и начнём изучать историю, религиозные взгляды, социальный и политический контекст того времени, то может получиться так что поступок этого человека предстанет перед нами в совсем другом свете…
Итак, кем же был этот юноша впоследствии ставший великим апостолом и одним из основателей христианства? Савл по-русски, Saulos по-речески и Saul по-еврейски, родился примерно на десять – пятнадцать лет позже Христа, но не в Иудее как Христос а в Римской провинции Киликия, в гор. Тарсе, на территории современной Турции. Савл родился в еврейской семье, от племени или колена Вениаминова и поэтому естественно что родители назвали его в честь первого и единственного из этого племени, колена Израильского, знаменитого еврейского царя Саула…
Не удивительно, что уже позже в одном из своих посланий он назовёт себя «еврей от евреев, по учению фарисей» (Фил 3:5). Савл получил по тем временам блестящее образование, вначале при синагоге как все еврейские мальчики, а затем учась у знаменитого фарисейского учителя Торы по имени Гамалиил. Он говорил по крайней мере на 3-х языках. Богословская школа под руководством Гамалиила была самой популярной школой Иудаизма на то время и Савл весьма преуспел в учёбе и исполнении обрядов, о чём он позже напишет в послании к Галатам 1:14: «и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».
Как следствие его религиозной ревности, желания угодить Богу и исполнить все предписания Торы до последней иоты…он начал преследовать христиан… Согласитесь, что зная всё это – юноша, свидетель Савл уже не жестокий убийца или соучастник в убийстве Стефана, но ревностный исполнитель закона, побуждаемый к его действиям своими убеждениями и совестью. Именно поэтому он стал преследовать христиан, заключать их в тюрьмы, избивать их, подвергать их пыткам чтобы заставить христиан богохульствовать – например проклясть имя Христа, а также осуждать на смерть. Всё это делалось во имя ревности к Богу и Его закону, основываясь на идеалах ВЗ, ревнителях благочестия ВЗ – царя Саула в определённое время когда он ходил праведно перед Богом, пророка Илии, но эта ревность была основана на узкой интерпретации буквы закона и следованию букве а не духу закона….
Не удовлетворясь гонениями и преследованиями христиан в Иудее и в Иерусалиме, Савл пошёл в окрестные страны, туда где были Евреи, где были синагоги и где возникли новые церкви….и вот тут то по дороге в Дамаск, в Сирию, происходит нечто удивительное – Он сталкивается с воскресшим Христом и слышит грозные слова: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня?…. Кто ты Господи?» Нам трудно представить себе что в этот момент прошло через сознание и сердце Павла…
Но одно становится очевидным, что после этого перед нами уже другой Савл….вместо ревностного преследователя, он становится ревностным апостолом воскресшего Христа. Его последующие действия, жизнь и его послания говорят что в его сердце произошли радикальные перемены. Вместо узкого сектанского сердца Савла готового к преследованиям, избиениям, издевательствам других людей отличающихся от него по своим религиозным взглядам, его сердце преобразуется в любящее сердце готовое на жертвы ради блага других, ради возрастания в вере, ради распостранения евангелия, ради исполнения поручения данного ему самим Христом.
Каким же теперь перед нами предстаёт человек по имени ап. Павел? Его характер вырисовывается перед нами со страниц его посланий церквям. Из под его пера, или под его диктовку вышло самое большое кол-во посланий НЗ (14!). В одном из своих ранних посланий к церкви в Фессалониках он например пишет о том что у него нет «нечистых побуждений, ни лукавства. У него также не было при проповеди евангелия в Фессалониках угождения людям, ласкательства, ни видов корысти. При всём том что он был апостолом, он был тих среди них «подобно кормилице которая нежно обходится со своими детьми»… Как отец детей своих…просил и убеждал и умолял поступать достойно Бога…
К церкви в Коринфе он пишет, что он пришёл проповедовать не в премудрости слова, хотя её несомненно у Павла было немало…но в явлении духа и силы, с тем чтобы их вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей…он не заботился о том как о нём судили люди, но как о его служении судил Бог. Он безумен Христа ради, его злословят, а он благословляет…его гонят, а он терпит…его хулят, он молит о них…несмотря на апостольство и власть которые даны ему, он не пользуется ею, «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову».

Это тот же Савл/Павел, который напишет всем хорошо известную поэму/13ю главу о любви? Да! всё это один и тот же человек, но уже преображённый встречей со Христом, работой Д. Святого в его сердце и подчинением своей воли, своего «эго» воле и провидению Бога.

Видя перед собою пример апостола Павла, я задумываюсь о широте своего христианского сердца…
Как-то я прочитал следующее высказывание принадлежащее Иоанну Шаховскому, Архиепископу Сан-Франциско: «Сектанство – это не форма, а образ мышления». В этой статье он рассуждал о сектанстве как в среде православия, так и в среде других конфессий.. Я помню как поразила меня эта фраза своей гениальностью и правдивостью….почему? Да потому что я встречался с феноменом сектанства среди разных конфессий… Сектанство, другими словами это духовная узость сердца которая исключает присутствие благодати в жизни иного христианина и не допускает возможности проявления работы Д. Святого в других проявлениях и традициях с которыми не знаком тот или иной христианин. Как правило такие люди и христиане осуждают других христиан.
Сектанство или духовная  узость это тогда, когда представители той или иной конфессии смотрят сверху вниз на представителей других конфессий в виду каких то отдельных доктрин, понятий о том как одеваться, какую музыку слушать а какую нет, почитать Марию или нет, почитать иконы или нет, крестить детей или нет, поклоняться Богу так или иначе??? Говорить на иных языках или нет?

Может быть кто-то из нас в своей ревности о благочестии уже встали на путь Савла? Мы все стремимся спасти мир и Бог призывает нас любить грешников, любить мир, но любим ли мы хотя бы других христиан? Христиан не из своей церкви, христиан не из своей конфессии? Сектанство не знает географических или культурных границ, оно не знает также и временных границ….изучив пример апостола Павла, я думаю что вы с этим согласитесь…При всём этом я задумываюсь над тем как на всё это смотрит мир? Как на всё это смотрит Бог?

Нам всем надо запомнить одну очень важную истину: Тогда, когда, христианин или христианка, церковь или целая конфессия начинают ставить во главу угла именно своё узкое понимание и начинают зацикливаться на букве закона или евангелия, при этом упуская «дух закона или евангелия», саму христианскую любовь…то в этом случае мы становимся на путь Савла…..Буква убивает, а дух животворит…

Так в чём же заключается выход? В своей жизни столкнувшись с представителями более чем 100 различных конфессий во время моей учёбы в Англии я увидел, что при серьёзной учёбе и общении в духе христианской любви, исчезает страх, антагонизм и неприязнь к другим людям…ты вдруг начинаешь ощущать и воспринимать красоту Христианства в его  разнообразии….Я употребляю сейчас слово – Христианство с большой буквы…Вдруг по новому начинаешь воспринимать слова сказанные из глубины веков таким важным церковным деятелем и писателем как Блаженный Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всём любовь.»

Любовь явл. единственным признаком/критерием который оставлен Христом для нас по которому люди могут и должны узнавать нас что мы последователи Христа – христиане….другого нам не дано… Неспроста, ой как неспроста Христос молился в Гефсиманском саду о единстве христиан….Его последователей… я более чем уверен что он видел сквозь толщу веков все разделения и заборы которые будут выстроены Его последователями в разное время и на разных континентах…Он видел узость христианского сердца и ревность не по рассуждению когда главное подменяется второстепенным и ставится во главу угла выдаваясь за истинную духовность и само евангелие….Поэтому в самый трудный момент в Гефсиманском саду он не забыл нас с вами: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (учеников): Да будут все едино; как ты, Отче во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. (Ин 17:20-21)
Дай Бог всем нам, мне и вам чтобы мы все посмотрев на жизненный пример апостола Павла могли последовать его примеру и иметь широкое, любвеобильное, христианское сердце и прислушались к его совету: « Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, То дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.» Фил 2:1-3.

Я знаю, что по человечески это трудно и наш разум всегда будет искать повода и объяснения почему это невозможно, но давайте помнить, что то что невозможно людям, возможно Богу. Помните что произошло с Савлом по дороге в Дамаск и как он стал апостолом Павлом, апостолом евангелия и любви Христовой!