Загробная жизнь

Души умерших

Ленин — фараон нашей современности

А что можно сказать о трогательной российской традиции в Пасху посещать кладбища, выпивать и трапезничать там, оставлять еду и напитки на могилах? Так поступают те, кто называет себя истинно верующими и православными. Так поступают и те, кто к православию никакого отношения не имеют, но чтят традиции предков. Кстати, православные священники неустанно объясняют своим прихожанам, что не стоит ходить на кладбища в Пасху с целью поесть и выпить.

Интересно, что значительное число россиян, вообще лишенных какой бы то ни было религиозности, хорошо осведомлены о «больших христианских праздниках», таких как Пасха, Радуница, родительские субботы, и не пропустят ни одного из них, чтобы не посетить кладбище. Для чего? Чтобы лишний раз рядом с останками предков выпить и закусить. Таким образом мы настойчиво выполняем какой-то непонятный обряд.

Чутко реагируя на обозначившуюся тенденцию все возрастающей любви к кладбищам, пресса по весне проводит опросы населения, интересуясь зачем в Пасху люди дружными семьями выдвигаются на кладбища. Наши предки ходили, и мы ходим — был самый распространенный ответ. Попробуем разобраться, чьи предки поступали подобным образом. Конечно, это были прежде всего наши собственные бабушки и дедушки. Мы видели, как они из года в год тянулись по праздникам к погостам. Но вызовет немалое удивление тот факт, что не они были первооткрывателями этого обряда. Изначально такой обычай был у древних египтян, которые среди прочих культов отдавали большую дань культу мертвых. Сильные традиции почитания мертвых были присущи и до сих пор сохранились во всех языческих народах.

Египтяне, как никто до них, веровали в реальность загробной жизни и силу слов, ритуалов, магических действий, с помощью которых они рассчитывали обрести власть над богами, обитающими в царстве мертвых и оказывающими немалое влияние на жизнь живых. Жрецы произносили специальные речи, в которых поначалу пытались решить дело миром и ублажить божество, но заканчивались речи неизменно угрозами и шантажом.

Жрецы обещали божествам большие неприятности, если те не позаботятся должным образом о мертвецах, и души умерших останутся неприкаянными в царстве мертвых. Ведь такой не нашедший своего места в ином мире сородич делал жизнь оставшихся на земле несносной. Являлся по ночам, пугал своим страшным видом, издавал жуткие звуки. Все это можно было бы пережить, если бы не драматическое представление, которое обязательно следовало после подобной прелюдии. На голову родственников умершего, как из рога изобилия, сыпались самые разные напасти: погибал скот, неумолимая засуха сжигала урожай, младенцы болели и умирали, нападали враги, уводя в плен женщин и молодых мужчин.

Можно понять, почему все делалось для того, чтобы мертвому в загробной стране жилось хорошо. Культ мертвых предписывал помещать в могилу папирусы с магическими текстами. В книге мертвых, так назывался этот свиток, содержался своего рода сценарий событий, предстоящих душе умершего в царстве теней. В нем содержались важные подсказки на самый главный момент, когда душа окажется на страшном суде богов и вынуждена будет защищаться, отвечая на грозные вопросы и нападки. В папирусах излагались ответы на предполагаемые вопросы богов — своеобразные шпаргалки для умерших. Египтяне верили, что, загодя подготовив правильные ответы, можно добиться благополучного решения своего дела на страшном суде. Приговор суда ничто не могло изменить, от него зависело, будет ли душа наслаждаться благами царства мертвых или влачить там рабское унизительное существование.

До наших дней на берегу Нила высятся огромные пирамиды, где погребали многих властителей Египта. Строились гробницы в соответствии с верованиями о загробной жизни и представлением о божественности правителей. Пирамиды становились домом, где должны были в вечности обитать души ушедших фараонов, которые, впрочем, и после своей смерти оставались активными, продолжали самым непосредственным образом участвовать в делах страны. Понимая, что души и тела фараонов связаны, одинаково ценны и что мертвый правитель не в состоянии заботиться о теле, древние египтяне считали это своей обязанностью. Они трепетно исполняли ее, добиваясь полной сохранности фараонова тела так, чтобы оно не утрачивало своих природных форм на протяжении тысячелетий. Вера в бессмертие живых богов на земле, которыми признавались фараоны, породила и культивировала искусство бальзамирования — специальную обработку трупа, позволяющую ему не разлагаться. Секреты мумифицирования хранились в строгой тайне и на каком-то этапе были утеряны.

Можно говорить о приеме бальзамирования как об особой форме идолотворчества. Люди с древних времен не могли удовлетвориться необходимостью верить в невидимого, скрывающегося от их глаз Бога. Они всегда стремились видеть и даже осязать своих богов, превращая Бога в идола. Само стремление общаться с видимым богом, представлять его себе в реальных чертах указывает на лжеверие. И весьма характерно в этой связи, что государство, с первых дней своего существования заявившее об отсутствии Бога и богов, специфическим актом захоронения первого вождя Владимира Ульянова-Ленина показало, во что оно теперь верит. Бога-то нет и вечной жизни тоже, но один вечно живой вождь-фараон, основавший царство атеистического лжеверия, существовать видимым образом должен всегда. И место его — в сердце безверной столицы, на главной площади страны. Так была продемонстрирована приверженность нового государства и его правителей древнему египетскому культу мертвых.

Утраченное и забытое искусство бальзамирования возродилось, благодаря напуганной до смерти группе советских ученых, причем им удалось даже превзойти мастерство древних египтян. Они знали: не открой они метод сохранения тела вождя — их ждет страшная расправа. Боги, стоящие за созданием мумий живых богов, — это те же древние свирепые боги, для которых жизнь человека, даже если он одаренный ученый, не стоит и гроша.

Весьма показательно и то, что бальзамированием умерших вождей и строительством мавзолеев (пирамид?) занимались едва ли не все страны, примкнувшие к лагерю социализма: Германия, Болгария, Вьетнам, Китай, Монголия. Приняв коммунистическую религию, лжеверу, эти страны и народы должны были принять и ее ритуалы. Сколько длилась история советского государства, столько продолжалось это идолопоклонство. Великим счастьем считалось приехать в Москву, побывать на главной площади страны, войти в мавзолей и тем самым поклониться мумии, за сохранность которой головой отвечал научный институт вкупе с лучшими академиками страны. Своеобразное это паломничество продолжает совершаться до наших дней. Оно вполне объяснимо: пока будет существовать место поклонения, будут и поклонники. Культ мертвых с бессмертным божеством в центре его оказался самым живучим культом нашей страны.