Маленькие и большие группы

В-четвертых, эффективное христианское общение должно включать глубокое служение, как в небольших группах избранных, так и в больших группах верующих.

И этот принцип виден как из коммуникационной модели Иисуса Христа, так и из модели служения апостола Павла. В то время как Христос учил различные группы людей, Он подготавливал к особому служению двенадцать апостолов. В то время как апостол Павел проповедовал и учил повсюду, он особое внимание уделял подготовке к служению Тимофея, который путешествовал вместе с ним.

Результаты «воспитательного процесса» осуществлявшегося апостолом Павлом в жизни Тимофея лучше всего описаны словами Павла, с которыми он обращался к молодому пастору-учителю, находящемуся в Ефесе: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

В этих словах мы видим не только высокую оценку уникального похода к общению, которую дает сам апостол Павел, но также то, что он полностью оправдал себя в служении Тимофея. И этот процесс должен был продолжаться. Тимофей, в свою очередь, должен был передать свой опыт и, знания «верным людям», т.е. приобрести себе учеников. А те опять — таки должны были «учить других».

Мы не можем всех людей учить глубинам Слова Божьего. Это просто невозможно! Даже Иисус Христос уделял особое внимание только некоторым избранным. Тем не менее, избрав несколько верующих, мы можем подготовить «на дело служения» всех святых. И именно эти верующие особым образом умножат результаты нашего личного служения.

Но опять — таки и тут многие верующие забывают о важности соблюдения баланса. Они увлекаются или одним (множеством), или другим (отдельными лицами). То же самое можно сказать и в отношении «больших групп», и «малых групп». То же самое относится и к «глубокому служению», и к «общему толкованию». Библия учит, что это должно быть «и то, и другое», а «не то или другое». Снова подчеркнем, что для выполнения этого нужно иметь группу духовных лидеров, придерживающихся этих принципов.

ИДИТЕ ДАЛЬШЕ УРОВНЯ «СЛОВ»

В-пятых, чтобы общение было качественно, оно должно идти дальше словесного уровня. Это особенно важно в том случае, когда мы учим людей глубинам Слова Божьего.

Верующие часто останавливаются только на уровне «слов». Наше мышление также находится только на «словесном уровне», и нам становится не по себе в запутанном контексте.
Христос же всегда шел дальше «словесного уровня» и показывал сущность сказанного, как примерами, так и конкретными действиями (см. схему 20). Он никогда не останавливался на первом уровне. Да, он выражал Свои мысли словами, но Он при этом старался не только сказать, но и показать, и обучая двенадцать апостолов, Он вовлекал их в весь этот процесс. Именно на фоне их собственных успехов и неудач Он объяснял им глубокие истины Божьи. И даже после того, как они действительно многое испытали, Он сказал им: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Иоан. 16:12). Они тогда еще не «пережили» разлуки с Ним, травму от Его ареста, распятия и Его воскресения. И только после того, как они пережили все это, они смогли понять Его слова полнее.

«Слова» — это, конечно, основа процесса общения. Они являются уникальным инструментом в Божьих руках, и написанное Слово Божье является средством, с помощью которого Бог открыл Свою волю людям.

Однако если мы хотим следовать примеру новозаветных лидеров, и особенно когда речь Идет об изучении глубин Слова Божьего, мы должны идти дальше «уровня слов» и особенно в нашей культуре, когда все большее и большее значение приобретают не только словесная передача и восприятие идей, но их чувственное восприятие. Уже выросло поколение, воспитанное на детской телепередаче «Сезам, откройся!». Совершенно правильно о нашем времени пишет Мак — Луган: «Средство стало проповедью». И никакая критика или реакция не может изменить эту реальность! Она уже пришла! И наша задача состоит в том, чтобы ответить на этот вызов эффективным процессом христианского общения.

Эта «новая» концепция христианам ни в коем случае не должна быть новой. Бог всегда желал, чтобы христиане не только слушали истину, но переживали ее в своей жизни. Именно поэтому концепция тела Христова является такой уникальной. Только в таком случае верующие могут находиться в общении не только с Христом, но и друг с другом. Жизнь в церкви должна дать возможность для общения христиан между собой и между ними и Богом. Если тело Христово функционирует так, как Бог хочет, верующие будут идти дальше «словесного уровня» в’ процессе изучения Божественной истины.

Тело Христово — это также Божественное средство для продолжения «словесного уровня» в нашем христианском свидетельстве. Когда неверующие видят, как тело Христово функционирует в любви и единстве, они убеждаются в реальности христианского учения. Именно это создает тот фон, на котором «слова об Иисусе Христе» приобретают свое истинное значение. Фраза Мак — Лугана — «Средство стало проповедью» соответствуют библейской концепции. Именно средство (тело Христова) становится живой проповедью для окружающего нас мира. «Функционирующее тело» — это также условие, при котором все его члены могут возрастать духовно.

И это приводит нас к следующему важному принципу новозаветного общения.