Ребенок и его грехи

Ребенок рождается грешником

Маленькие грешники. Бытует мнение, причем оно довольно распространено, что дети — невинные ангелы, безгрешные существа, которые, постепенно подрастая, вбирают в себя от ужасного нашего мира греховность. Рождаются в моральном плане нормальными и здоровыми, а со временем под влиянием вредной внешней атмосферы портятся, становятся больными, искалеченными. Чем старше, тем больше испорчены. И все дело вроде бы в этом вредоносном влиянии. А так они ангелы.

На самом деле процесс как раз обратный. Ребенок рождается грешником, и грехи его предков — в его крови. Чем больше в нем признаков личности, тем больше проявляется эгоизм, нетерпимость, злобность — все, что свойственно поклонению своему Я. Он хочет то, что хочет, и тогда, когда хочет. Запрет взять то, что он хочет, приводит его в ярость, которая готова все сокрушить на своем пути. Только немощь и слабые силы ребенка спасают окружающих от взрыва бешенства, который, подобно динамиту, может разнести все вокруг на мелкие кусочки.

Кто из нас с чувством умиления не наблюдал хоть раз картину, когда несмышленая кроха самовольно хватает шоколадную конфету, а мама спешит отобрать ее, потому что диатез, нельзя. Каких трудов стоит ей отнять у любимого дитятки вредную сладость. Он так возмущается, орет, дерется, что в ненависти и гневе готов уничтожить маму. Если на минуту представить себе, что у малыша вдруг появится чуть больше сил, то станет не смешно, а страшно. За настойчивыми требованиями можно увидеть то самое бешенство, которое, если снабдить его силой, способно убить. Умиление кроха вызывает только до тех пор, пока она беспомощна. Каждый ребенок вступает в жизнь как маленький дикарь. И будь он наделен силой взрослого человека, мир бы не устоял, потому что дикаря переполняет грех.

Ребенок рождается эгоцентричным

С рождения ребенок эгоцентричен, весь мир вращается вокруг него. Он полностью беспомощен, зависим от взрослых и требует к себе постоянного внимания и заботы. Исполняются все его «хочу». Но чем дальше, чем больше возрастания, самостоятельности, тем больше отказа встречает он в ответ на свое «хочу». Возрастание — это путь утраты внимания и заботы окружающих, что само по себе печально, а для маленького существа кажется катастрофичным. Поэтому изо всех сил ребенок пытается предотвратить надвигающуюся, по его мнению, катастрофу.

Дети двух лет знают, как обходить запреты родителей путем обмана и хитрости. В пять лет они особенно драчливы. В детском саду и младших классах переживают приступы клептомании. В этом же возрасте, по оценкам детских психологов, 80 процентов детей получают первый сексуальный опыт, стремясь или зная, как добиться сексуального удовольствия. Взрослые, узнавая, что дети с шести-, семилетнего возраста — блудники, отказываются в это верить, а поверив под натиском неопровержимых доказательств, приходят в ужас, напрочь забыв, что и сами когда-то были такими.

Самые отвратительные грехи обуревают именно юными душами, наполняя их существование грязью бесчестных дел. Если оставить детей в мире их младенчества, если через воспитание не выводить их из эгоцентрического состояния, все до одного превратятся в преступников, насильников, убийц, воров. Нравственные нормы, которые, суть, заповеди Божьи: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т. д., — остаются не усвоенными, и повзрослевший человек стремится только к тому, чтобы нарушить все эти «не». Известно ведь, что ребенок без надзора, удаленный из социума по той или иной причине, дичает, вернее, он и не выходит из своего дикарского состояния, оставаясь навеки маугли. Только воспитание, привитие моральных навыков превращают детей в существа социальные, способные жить в обществе и ладить с другими людьми в меру своих способностей, а также успехов в этом самом воспитательном процессе.

Оградить своего ребенка

Вне воспитательного процесса каждый ребенок до семи лет — нашествие дикого варварства на окружающих и самого себя, в центре которого исполнение собственного желания. Он в силу присущего ему образного мышления полностью в плену своих эмоций, для него «Я хочу» — единственная ценность, которая заслоняет собой весь остальной мир. Он и не может видеть остальной мир из-за своего «Я хочу». Весь мир концентрируется в этом сиюминутном желании, и если оно не удовлетворяется, то маленький дикарь начинает думать, что мир вокруг него рушится. Поэтому в исполнении своего «Я хочу» он — василиск, который жестким взглядом подавляет любые попытки сопротивляться ему.

Призвание родителей — оградить своего ребенка от разрушительного действия его эмоций, от него самого, этого «Я хочу», вывести его из плена собственных желаний. Со временем, когда образное мышление сменится образно-логическим, а затем логическим и начнет действовать контроль разума, человек самостоятельно научится более или менее успешно справляться с диктатом эмоций и превратится в существо социальное. Но пока этот процесс не завершится, ему крайне необходима помощь родителей, то есть воспитание.

Как он многогранен, обширен и непостижим, этот воспитательный процесс! Сколько книг, научных трактатов, глобальных исследований посвящены ему. Сколько знаний о нем мы уже имеем, сколько осталось непознанным. Действительно, много существует тонкостей и нюансов, едва уловимых, но очень важных деталей. Одно остается непреложным: воспитанием надо заниматься; воспитание требует времени. Как обстоит с этим дело?

Группа американских исследователей, занимавшаяся проблемами семьи и воспитания детей, на основании двадцатилетнего наблюдения сделала ошеломляющие выводы. Отцы проводят со своими детьми в среднем от 37 секунд до 30 минут в неделю. За один раз — 15 секунд! Матери чуть больше: от одного до четырех часов. За один раз — 10 минут. Можно ли за такой промежуток времени чему-то научить ребенка, вложить в него важные для жизни знания. Если бы все воспитание осуществляли родители, детям никогда бы не были привиты мораль и нравственность. Сегодня эту обязанность делят с родителями школа, телевидение, кино. Нередко родители охотно передоверяют им свои полномочия, вообще не находя за житейской суетой времени для детей. И это не просто несерьезность и безответственность, это по большому счету грех.

Дети — дар Божий

Дети — дар Божий, и у всех взрослых великая ответственность перед Богом за этот дар. Если мы устраняемся от воспитания, то не можем рассчитывать на добрый плод. Если мы не являем собой добрый пример для подражания, мы не можем рассчитывать, что дети унаследуют что-то хорошее. Есть знания, которые ребенок должен получать только от своего отца. Это духовный закон, переданный нам Господом Иисусом Христом: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего; ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Святые отношения между Богом Отцом и Богом Сыном — прообраз отношений между человеком-отцом и человеком-ребенком. Если земной отец не покажет своему чаду правильные принципы поведения и свою любовь, если ребенок не увидит отца (матери также) «творящим», то есть осуществляющим в действительности эти принципы из-за постоянной нехватки времени на собственного ребенка, как этот ребенок узнает то, что он должен принять только от отца?

Как мы уже знаем, сатана не только знает духовные законы, он постоянно пытается использовать их в своих интересах. Он хочет, чтобы не правда Божья, а его собственные учение и принципы передавались точно также, как должны передаваться духовные знания. Вакуума в воспитании не бывает, на жизненном пространстве, где не работаем мы, активно действует лукавый, подсовывая свои идеи и установки. Он активнейшим образом работает как воспитатель детей, если мы игнорируем свои родительские обязанности. И его воспитание часто бывает более успешным, чем наше, потому что в отличие от нас он всегда находит время для общения с детьми. Кроме того, семена плевел ложатся на хорошую почву — изначальную греховность ребенка. Лукавый стремится как можно больше посеять в этой почве своих семян, и юные души готовы для того, чтобы принять эти семена, которые потом при благоприятных условиях обязательно дадут росток оккультизма. Сатана сеет всегда, сколько может и где только может.