Место спасения душ

1.     Упор на то, что церковь является местом спасения душ, также может внести свой вклад в процесс институционализирования церкви. Эта проблема имеет совершенно другой характер, нежели та, которая была рассмотрена выше. В сущности, она как раз противоположна той, которую мы находим в церквях, приверженных библейскому учению.

В «евангелизационных» церквях нередко отсутствует хорошее библейское учение. В них часто можно услышать замечания наподобие следующего: «Все, что пастор говорит, это простая евангелизационные проповедь». И в самом деле, часто в церквях, где присутствуют только верующие, произносятся простые призывные проповеди. Пасторы таких церквей часто настаивают на том, что в церковь нужно приводить неверующих людей, чтобы они услышали Евангельскую Весть. Церковь становится центром деятельности, направленной на евангелизацию окружающего мира. Рядовых членов учат как на словах, так и на примерах, что их евангелизационной задачей является «приводить людей» в церковь, где последние могут услышать Евангельскую Весть.

Такой подход приносил большой успех в начале 1900-ых годов в основном потому, что тогда было много религиозных людей> нуждавшихся в спасении. Многие из них уже были знакомы с основами христианской веры и являлись «церковными прихожанами». Однако с тех пор многое изменилось! Сегодня нас окружают как на работе, так и по месту жительства явные язычники. Они не желают посещать церковь, а особенно евангелизационные собрания. Изменились времена, изменилось и число желающих посещать церкви. Тем не менее, многие «проповедники» продолжают проповедовать так, как будто их церкви полны неверующих людей. В таком случае членам церкви недостает хорошего библейского учения.

Именно поэтому многие члены церквей оставляют такие церкви и ищут те, где есть такое учение. Найдя такие церкви, они сначала получают большое удовлетворение. Однако с течением времени они «наполняются» библейскими истинами, и это приводит к такому же положению, которое было описано выше.

Но что можно сказать о самих церквях, ставших центрами евангелизации? Прежде всего, отметим, что одной из основных задач такой церкви является распространение Благой Вести среди неверующих. Однако цель, с которой собирались вместе новозаветные верующие, была иной, и она идет вразрез с желанием пасторов «евангелизационных» церквей проповедовать тем неверующим, которых привели в церковь члены его церкви.

И однако, это вовсе не означает, что посещение неверующими наших церквей нежелательно или что их не следует приглашать в наши церкви. В таком случае они ведь и не смогут увидеть, как во взаимной любви и в единстве функционирует тело Христово, а ведь это так важно для неверующих. Тем не менее, в Новом Завете нет никаких указаний, что структура церквей должна быть рассчитана для служения неверующим людям. Только в 1 Послании к Коринфянам апостол Павел указывает, что в собрание верующих могут войти неверующие люди и увидя поведение коринфянских верующих, могут подумать, что те беснуются (1 Кор. 14:23). Но даже и здесь Павел подчеркивает, что цель таких собраний — порядочное, приличное назидание верующих (14:24). Неверующие же, наблюдая как функционирует тело Христово в таком библейском назидании и будучи обличены Духом Святым, положительно откликнутся на Евангельскую Весть (1 Кор. 14:24-25).

Многие церкви, функционирующие как евангелизационные центры, имеют больше проблем, связанных с институционализмом, чем те которые ориентированы на библейское учение. Без питания Словом Божьим вся церковная активность и собрания становятся поверхностными и не соответствуют Священному Писанию. Даже общение верующих постепенно превращается всего лишь в социальные контакты, мало отличающиеся от тех, которые происходят в мире. Общение верующих койнония — это нечто большее, чем только совместная трапеза за столом и общение на человеческом уровне. В контексте библейской койнония даже совместное принятие пищи должно иметь определенное духовное значение (Деян. 2:42).

В дополнение к тому, что члены таких церквей имеют только поверхностные переживания (один из явных признаков институционализма), многие из них концентрируют свое внимание на церкви, как на месте проведения собраний. Они так часто слышат, что церковь — это место духовных мероприятий, что постепенно под церковью начинают понимать «здание», где проходят собрания.

Делать ударение на «церковном собрании» — это библейское повеление. Однако в библейском смысле церковью является не помещение или даже религиозная организация; церковь — это живой организм, функционирующее тело Христово, состоящее из верующих, собирающихся вместе. Но «почему» же совместные собрания имеют такое важное значение? Согласно Библии, они должны собираться не для того, чтобы слушать призывные евангелические проповеди своего пастора. И не для того, чтобы только слушать хорошее объяснение пастором Слова Божьего. Напротив, церковная структура должна быть рассчитана для назидания верующих совместно. Конечно, нужно выделять определенное время для библейского учения. Однако должно находиться время и для того, чтобы верующие могли переживать истинное взаимное общение, как члены единой «Божьей семьи». Только в таком случае они смогут исполнять свое служение в своих собственных семьях, служить другим верующим и быть эффективными свидетелями Иисуса Христа среди окружающих их неверующих.