Министру юстиции РФ

Министру юстиции РФ
Коновалову А.В.

Уважаемый Александр Владимирович,

Совет Союза Централизованной религиозной организации «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов» выражает серьезную озабоченность в связи с подготовленным Министерством юстиции РФ Проектом федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»», поскольку данный Проект вносит изменения в действующий закон, которые противоречат нормам национального и международного законодательства в сфере свободы совести. В частности:

— Проект предусматривает отмену права религиозных групп действовать без государственной регистрации, что является нарушением основополагающих принципов Конституции РФ (статьи 14, 28 и 30) и целого ряда норм международного права (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Следует отметить, что подобное ограничение не предусматривалось даже в репрессивные советские времена. Так Инструкция ВЦИК СНК от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» разрешала деятельность религиозных общин без регистрации;

— Проект фактически направлен на ограничение свободы совести и неоправданно жесткую регламентацию деятельности религиозных объединений;

— Проект выводит из правового поля существующие ныне религиозные группы и загоняет их в подполье.

Проектом предлагается вывести из разряда религиозных организаций учреждения профессионального религиозного образования, что автоматически лишает их предоставленных религиозным организациям многочисленных льгот.

Проектом предусматривается необоснованное усиление роли регистрирующих ведомств. В частности предлагается решения в отношении деятельности того или иного религиозного объединения принимать на основании не правительственного акта, а на основании ведомственных актов Минюста и налоговой службы, ведущей реестр юридических лиц.

В Проекте в нарушении действующего законодательства предлагается дифференцировать религиозные организаций в зависимости от их вхождения или не вхождения в централизованную религиозную организацию с дальнейшим грубейшим нарушением их прав. Так, согласно данному Проекту, местная религиозная организация, не представившая для государственной регистрации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию в течение 10 лет после ее государственной регистрации, будет не вправе пользоваться следующими правами:

— создавать образовательные учреждения;

-иметь возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы;

— проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— создавать образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

— создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;

— приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством;

— выступать учредителями централизованной религиозной организации.

В предлагаемых изменениях и дополнениях к п. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» абсолютно необоснованно и незаконно расширяются полномочия Минюста, который по существу присваивает себе полномочия органов прокуратуры. Так в Проекте предлагается возложить на орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, не только функции по осуществлению контроля за соответствием ее деятельности уставным целям, как это указано действующим законом, но и функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации.

Данный Проект предлагает ввести обязательное проведение государственной религиоведческой экспертизы любой местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания. Таким образом, местные религиозные организации, не пожелавшие войти в централизованные религиозные организации, будут проходить через фильтр религиоведческой экспертизы. Между тем, Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ возглавляет борец с «сектами» Александр Дворкин, в его состав входят и другие сектоборцы известные своей крайней нетерпимостью к представителям не православного вероисповедания. Это является проявлением опасной тенденции, поскольку правовой статус эксперта законодательством не определен. В тоже время заключение ГРЭ может быть использовано в качестве основания для отказа в регистрации.

Вызывает удивление и то, каким образом был подготовлен и опубликован данный законопроект. Религиозные организации фактически были лишены возможности принять участие в его обсуждении и высказывании замечаний и предложений по тексту Проекта поскольку на это было предоставлено пять дней, два из которых приходились на выходные дни.

С уважением,

Смирнов А.В.
Председатель РС ЕХБ.