Мишень-взрослые и семьи

Четвертым, принципом евангелизма является проповедь, направленная на взрослых и на целые семьи.

Нигде в Новом Завете не говорится о «детском евангелизме», что в наши дни часто практикуется, когда стараются привести к Христу детей без их родителей. Однако поймите меня правильно. Это совсем не означает, что жизнь и обращение детей не имеют особого значения. Сам Иисус Христос ясно и открыто выразил Свое отношение к детям. Павел также, обращаясь к Тимофею, напоминает ему о его детстве: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Новый Завет также совершенно определенно поддерживает замечательные ветхозаветные рассказы о важности духовной пищи детей. Когда в Писании речь идет о семье, больше всего говорится о детях, о их нуждах и важности их правильного духовного воспитания.

Тем не менее, новозаветный образец очень ясен! Мишенью для евангелизации являются взрослые люди, а не дети. Иисус избрал не детей, а двенадцать взрослых мужчин. Иисус говорил к множеству народа (среди которого, несомненно, были и дети), но беседы Его были предназначены для взрослых.

В Деяниях Апостолов также ясно описано, что апостолы обращались к взрослым, призывая их придти к Христу. Они старались привести к Христу не детей в надежде потом через них подействовать на родителей, они даже не пытались воспользоваться тем, что дети более отзывчивы и впечатлительны, а поэтому их легче привести ко Христу.

Как раз наоборот. Они хотели сначала привести к Христу взрослых, зная, что обращение родителей открывает путь к обращению всей семьи. Доктор Джордж Питерс заходит настолько далеко в своей книге

«Проникающий евангелизм» и пишет, что «семейный евангелизм и семейное спасение — это библейский идеал и библейская норма в вопросах евангелизма и спасения». Этим он не хочет сказать, что дети автоматически становятся христианами, если их родители обращаются к Христу. Он также не поддерживает учения, что дети верующих родителей возрождаются через «крещение младенцев» или, что дети верующих родителей занимают особое положение в глазах Божьих, и что они поэтому обязательно обратятся к Христу позже в своей жизни.

Обращение ни для кого не может быть автоматическим. Это личный акт, основанный на интеллектуальном и сознательном решении принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя.

Семейное спасение имеет в виду то, что сначала нужно привести к Христу родителей, а затем с их помощью и всю семью. В Новом Завете есть несколько особенно ярких примеров этому. В Филиппах Павел беседовал у реки с Лидией. Она обратилась к Христу, а потом обратился к Христу и весь ее дом (Деян. 16:15). Позже в том же самом городе к Христу обратился начальник темницы, а потом и весь его дом (16:31-34).

Другими примерами могут послужить Закхей и царедворец (Лук. 19:9; Иоан. 4:53). В Деяниях Апостолов и в Посланиях говорится о Корнилие (Деян. 10), Криспе (Деян. 18:8), Стефане (1 Кор. 1:16), Онисифоре (2 Тим. 1:16) и Филимоне (Филим. 1). То, что и в Деяниях, и в Посланиях часто упоминается о домашних церквях, свидетельствует о том, что к Христу обращались часто целые семьи.

Есть несколько преимуществ в том, чтобы сначала привести к Христу взрослых, а через них всю семью. Во-первых, маленький ребенок, обратившись к Христу, испытывает психологическое расстройство, если его не понимают и не поддерживают отец и мать, а также другие члены семьи. Основной нуждой ребенка является то, чтобы его любили и одобряли в семье, а поэтому, когда он встречается с непониманием и отвержением это является большой психологической травмой для него. Ребенок эмоционально не способен перенести подобное «семейное гонение».

Во-вторых, именно верующие родители становятся главной поддержкой в духовном росте своих детей после их обращения. Если взрослые нуждаются в духовной пище и в помощи после своего обращения, то тем более в ней нуждаются дети. Семья — это естественный духовный источник для духовного роста и развития.

В-третьих, вся семья, обращенная ко Христу, может оказать большое влияние на окружающих. Каждый член такой семьи становится орудием в руках Христа для спасения других семей.

В-четвертых, семьи — это самые подходящие «кирпичи» для строительства церковного «здания». Доктор Питерс напоминает нам:

«Только церкви, построенные на основании социальных единиц, являются духовно здоровыми, быстро растущими и распространяющими Евангельскую Весть. Решающим является не то, как много людей увлечено церковными мероприятиями, но то, как много семей составляют основу церкви. Церкви, состоящие из семей, имеют все возможности для процветания».

Позвольте в заключение сказать, что все это не означает, что вовсе не стоит стараться приводить детей к Христу раньше их родителей. Хотя в Библии и нет подобных примеров, это, конечно, не запрещает и такого подхода. Господь заботится о детях, чтобы они лично приходили к Нему.

Но что Библия вполне определенно говорит, что если дети обращены к Христу в результате личного служения или через какое-то церковное мероприятие, нужно сделать все возможное, чтобы обратить ко Христу и родителей, тогда в семье будет царить единство и гармония. Это также может означать, что церковь, возможно, должна стать как бы «заместителем родителей», если родители не желают придти к Христу или настроены враждебно. Сама природа делает крайне необходимым, чтобы травмирующие переживания детей, отвергнутых родителями, не переросли в психологические проблемы, не остались навсегда и не отвратили в конечном счете от христианства.

И наконец, это означает, что трудность в деле обращения взрослых к Христу и страх, что призыв придти к Нему будет отвержен, должны не смущать верующих, а побуждать их направлять все свои евангелизационные усилия на детей, поскольку они более податливы и более легко принимают решения.

Статистика показывает, что число обращенных детей превышает число обращенных взрослых, и причиной этому является неэффективность нашей работы по обращению в веру взрослых. Это говорит только о нашей неудаче. Если в I веке в языческом обществе к Христу обращались целые семьи, мы можем добиться того же самого и в XX веке. Задача, стоящая перед нами, заключается в том, чтобы выработать правильную стратегию, дающую желаемый результат в языческом мире.

Мы должны, однако, признать, что вся западная культура, в общем, сильно отличается от новозаветной. Если отец и мать обратятся к Христу, это не означает, что их дети автоматически станут верующими, особенно если они старшего возраста. Более того, если муж приходит к Христу, это не означает, что жена тоже обратится и наоборот.

Я особенно убедился в важности культурного развития, когда одна вьетнамская семья приехала в Соединенные Штаты и познакомилась с одним из членов нашей церкви. Отец стал верующим, сказал об этом

своей жене, и она тут же изъявила желание принять Христа. А потом и все дети, возраст которых позволял им сознавать, что происходит, автоматически сделали то же самое. Это может послужить примером «библейской» или «восточной» культуры, проявившей себя в нашем западном обществе, в котором очень часто принимают личное решение, а не коллективное.

Тем не менее, даже в нашей западной культуре влияние родителей на детей значительно больше, чем влияние детей на родителей. Библейское отношение к этому вопросу остается поэтому нормативным и общим для разных культур.